"Дюна" Дени Вильнева - масштабное, во многом идеально исполненное полотно, красивое и запоминающееся. Снято роскошно. Визуально это прямо шедевр.
Композитор Ханс Циммер хорош как обычно и важен для фильма.
Длинно, но не скучно - сужу по себе, а я скучные ленты не люблю. Но термин "эпичный" к этому киноповествованию малоприложим, и я скажу ниже почему. А пока замечу, что самое лучшее в фильме - безлюдные пейзажи под патетическую музыку. Их много (лента длится 2,5 часа!), но, кажется, могло быть ещё больше. Вильнев такое, медитативное, любит и умеет, вспомним хотя бы его "Бегущего по лезвию". Так и представляешь, как режиссер наслаждается монтажом, а продюсер в панике кричит: уже хватит! Длинно! Скучно! Драки давай! Ну, неохотно говорит режиссер, будут тебе и драки.
В боевых эпизодах, кстати, нет ничего такого выдающегося. Да и вообще, история борьбы Дома Атрейдесов и Дома Харконненов за пустынную планету с ценнейшим сырьем, все эти сражения на мечах, но в скафандрах, вполне стереотипны и отсылают много к чему. "Игра престолов" тут как тема для сравнения неотменима. Но куда от нее деваться! Ладно, драки сделаны нормально. Спецэффекты не поражают, но на уровне.
Почему не эпос - потому, что акценты в версии Вильнева смещены на "мысль семейную". Вспомним, что роман "Дюна" стал мегапопулярным во времена хиппи, и все это в книге хорошо заметно - и тема ухода от цивилизации в бунтарские ряды фрименов, списанных романистом с кочевников-бедуинов, и внимание к экологии - плохие дяди из за прибыли не стали спасать планету. Тут и приход мессии - нашего, понятного, хорошего парня, и, самое главное, планета, полная наркотиков натурального происхождения. На которых летают межзвездные корабли и вообще они не только легализованы, но и возведены в главную ценность цивилизации. Наркотик этот, помнится, так и называлсч в наших переводах "Дюны"- "спайс". Собственно, настоящие спайсы ему своим названием и обязаны. В фильме звучат "специи" (ну хоть не "пряности", как в других переводах). В нынешней экранизации самое главное отношение молодого Пола ( в его роли восходящая звезда, красавчик Тимоти Шаламе), то есть, будущего супергероя МуадДиба со строгим, но справедливым отцом, но, главное, с таинственной матерью (отличная роль Ребекки Фергюсон). В продолжении фильма, судя по всему, прибавятся и столь же неоднозначные отношения с сестрой... Это вполне понятно - режиссеру нужна точка опоры, почему бы не семья?
Из забавного: имперский эколог, он же один из вождей фрименов Льет Кайнз, которого в экранизации Линча играл Макс фон Сюдов, здесь предстал в виде темнокожей дамы. Соответственный облик имеет и избранница Пола... Думаю, это была необходимая жертва, хорошо хоть из Пола барышню не сделали ... Ну да, сравнения с фильмом 1984 года неизбежны, и вот что бросается глаза: "Дюна" Вильнева идёт почти во всем за сценарием Линча! То есть это не столько экранизация романа, сколько римейк самого неудачного, как считается, фильма Дэвида Линча! В общем, это многое в нынешней ленте обьясняет.
Итак, первая "Дюна" кончилась на полуслове, ждём продолжения (оно, конечно, обещано). И ещё. Фильму присвоен индекс 12+, но детям, пожалуй, будет скучновато.
Мой рейтинг 8/10
Михаил ГУНДАРИН
Издание "Истоки" приглашает Вас на наш сайт, где есть много интересных и разнообразных публикаций!