В последнее время я заметил, что интернет стал показывать информацию, определенного содержания. Почему-то, по мнению алгоритма, я должен непременно интересоваться выращиванием овощей на грядках, приобретением рассады, пользоваться кремом, и посещать театральные мероприятия.
Открываю соцсеть, листаю ленту, раздел новости или раздел интересное, и точно, все как на подбор. Ну с чего вы взяли, что мне хочется читать о политике или о пролете метеорита?
Сначала я думал, что социальные сети формируют мои предпочтения на основе моих запросов в сети. Я стал специально писать в поиске, провоцируя алгоритм: "Как самому поменять свечи на Бентли?", "Как сделать сыр с плесенью?", "Как пришить пуговицу на норковую шубу?" - все напрасно. Интернет как выдавал мне определенный тип информации, так и продолжил.
И тогда я понял, он отсортировал меня по каким-то другим признакам. С чего искусственный интеллект решил, что мне больше не интересно ходить в аквапарк или на автодром, а нужно посмотреть пьесу Гоголя "Мертвые Души"?
И тут я понял. Система сортирует людей по возрастному признаку.
На языке интернет маркетологов все люди делятся на поколения. Названий у них может быть несколько, поэтому приведу самые популярные:
- Бэби бумеры. Это люди родившиеся в период после Великой Отечественной Войны до полета первого человека в космос. Эти люди, как правило имеют хоть и небольшой, но стабильный доход в виде пенсий, нуждаются во внимании детей и стараются о них заботится. Так же эти люди хотят быть самостоятельными и не завесить от родственников. На них, как правило нацелены фармацевтические компании с различными чудодейственными средствами, фирмы предоставляющие недорогой активный отдых, спортивные и политические передачи. Этим людям небезразлично что происходит в стране и они составляют самый активный электорат. Это любимая группа у различного рода мошенников.
- Поколение Х. Родились в период от начала шестидесятых до середины восьмидесятых. Это полноценное взрослое население. Все они платежеспособны, специалисты в своем деле, бережливы. Ценят время, здоровое питание и спорт. Люди из этой группы вряд ли станут носить дешевые китайские часы и покупать шаурму у метро. Они любят книги, ходят в театры, путешествуют. У всех у них уже взрослые дети, но и сами они еще ого-го! Эти люди с большей вероятностью готовы совершить дорогую покупку. Однако, к ней они идут путем долгого выбора, прочтения отзывов. Они очень требовательны к качеству, и никогда не выбросят сломанную вещь. Их боятся менеджеры по гарантии и страховые агенты. Люди не склонны брать спонтанные кредиты и всегда семь раз думают, прежде чем один раз сделать заказ.
- Поколение Y. Они застали перестройку и девяностые. Они ничего не боятся. Многие из их сверстников сделали головокружительную карьеру. Но кому-то не повезло. Эти люди могут взять кредит не думая. Как правило они многого достигли в карьере или находятся на пути к этому. Они умеют ценить жизнь и время. Их так просто не проведешь. Мошенники, сразу отсекают людей из этого поколения. Они, как правило, редко совершают самостоятельные дорогостоящие покупки, без помощи поколений из списка выше. Это поколение сейчас воспитывает детей и именно на них рассчитана вся туристическая индустрия. Продавцы игрушек, комфортной мебели, новых автомобилей и телефонов. Если есть выбор регистрироваться через мобильное приложение или через сайт на компьютере, они выберут компьютер.
- Поколение Z. Они не представляют себе жизни без интернета. Они слушали колыбельную на смартфоне и учили таблицу умножения на смартфоне. Им не страшно заполнить анкету на мобильном, но работа за стационарным компьютером не доставляет им удовольствия. Они выбирают ЗОЖ и очень требовательны к информации. Политика их не интересует, как и кредиты. В финансовых вопросах они полагаются на X и Y, а вот музыку выбирают сами. Мошенники выключают телефон при одном упоминании об этих людях. Педагог с сорокалетним стажем для них не авторитет, однако они с лёгкостью последуют совету модного блогера.
Огромная доля правды в этом делении есть, но все люди разные. Кто-то и в восемнадцать думает о грядках на загородном участке, а кто-то и в семьдесят готов лететь в космос. Но, видимо маркетологам и интернет социологам так удобнее. Разделили людей на возрастные группы и гоняют подготовленную информацию. И думать не надо.
Что я перешел из одного поколения в другое, я заметил сразу после того, как мне исполнилось 40 лет. Мне больше не предлагали купить квартиру и новый мобильный телефон. Однако теперь я узнал, какая удобная вещь - газонокосилка. Но мне и в тридцать нужна газонокосилка, причем тут возраст! И я не собираюсь покупать дорогие часы, мне достаточно тех что есть в телефоне. Но с "Биг Датой" (большими данными) не поспоришь. Если сказано, что на дачу, значит на дачу, а не на футбол! И да, мошенники активизировались, они звонят мне теперь по несколько раз на дню.
Устав от предвзятого к себе отношения и к разделению на возрастные группы, в графе возраст я написал, что мне... - 100 ЛЕТ. И знаете, сработало! Искусственный интеллект перестал потчевать меня каим-то одним видом информации, а стал предоставлять разносторонний контент. Тут немного политики, и современная музыка и достопримечательности, и мероприятия для отдыха с детьми и спорт. В общем все то, что было раньше, когда пользователей не делили на возрастные группы.
Написав заведомо нереальный возраст, я дал автоматическому алгоритму соцсети понять, что мне не следует показывать контент, только какой-то одной возрастной группы.
А вы замечали подобные вещи при работе в интернете?