Об эмоциональном интеллекте уже публиковал несколько статей на канале. Тема стара, но попробуем найти ее новые грани, аспекты. Ранее мы разбирали: страх, гнев, зависть, ревность, обиду, склонность к жалобам и т.д. (ссылки в конце статьи).
В этой статье я сделал краткий обзор психоаналитического подхода к разным эмоциям и чувствам. Чтобы повысить самоконтроль, важно научиться осознавать эмоции, понять их причины и научиться психологически грамотно их воспринимать. Для этого потребуется обрести навык их "читать", примерно так, как это делают психоаналитики.
Те, кто не осознает эмоций, и не разбирается в их причинах сильнее страдают от стрессов. Ведь, в этом случае эмоции доминируют над разумом, а не наоборот. Кроме того, у таких людей часто возникают те или иные социальные конфликты, связанные с дефицитом эмпатии. Если же человек овладел эмоциональным интеллектом, то он способен добиться в социальных отношениях значительно большего, чем когда он им не владеет.
Далее я поделюсь наблюдениями, скажем так, психаками, приемами и наработками психоаналитиков. Они их применяют при оценке эмоций клиентов во время так называемых психологических сессий.
Зная их, сможем более успешно самостоятельно заниматься самоанализом. Итак поехали, всего 24 позиции:
1. Гнев означает, что страх подавлен.
2. Страх возникает, если подавлен гнев.
3. Причина ревности - дефицит любви или принятия.
4. В основе зависти - неудовлетворенная потребность.
5. Самообвинение признак мазохизма как формы адаптации к стрессу.
6. Склонность винить других свидетельствует о вытеснении страха оказаться виновным.
7. Стремление унижать других подтверждает склонность к садизму, невротическая потребность.
8. Самоунижение - признак комплекса неполноценности (неуверенности в себе) и мазохизма.
9. Гордыня свидетельствует о невротическом преувеличении своей значимости в отличие от уравновешенной гордости за реальное достижение, она также проявляется в высокомерии, в презрительности, в надменности.
10. Скромность и застенчивость означают низкую самооценку, неуверенность в себе.
11. Насилие - инструмент сильного в безопасных для него условиях, манипуляция - инструмент слабого в опасных для него условиях.
12. Обида - признак бессилия и инфантилизма, манипуляция, связанная с неспособностью к открытому конфликту.
13. Стыд - публичная форма вины, формируется в детстве. Например, тогда, когда ребенок осознает, что "наделал" в штаны.
14. Тоска - следствие дефицита близости и принятия.
15. Скука - следствие профицита удовольствия, признак депрессии, связана часто с временной утратой смысла жизни.
16. Легкомысленность, в том числе беспечность - признак инфантилизма.
17. Стремление добиваться от других исполнения своих желаний против их воли за счет насилия или манипуляций - признак психопатии.
18. Следование "сверхценным идеям" свидетельствует о мании.
19. Подозрительность, мнительность, недоверчивость связаны с высокой тревожностью, а также с манией.
20. Стремление к одиночеству, приоритет работе с вещами, чем контактам с другими людьми свидетельствует о шизоидной организации психики.
21. Злость - свидетельствует о сильном дефиците удовлетворения потребностей.
22. В основе мстительности часто лежат: ревность, зависть, злость. Повышенная вредность человека также ее признак. Причем, "мстить" человек может далеко не всегда непосредственному обидчику. Если это слишком опасно, то месть может быть направлена на других. Своего рода сублимированный перенос мести.
23. Самовосхваление, равно как и гордыня, а также склонность к перфекционизму признаки нарцисса.
24. Уныние - свидетельствует о депрессии, о низкой самооценке, утрате смысла жизни.
Материалы на канале на похожую тему:
***
Данная статья не является ни психологической, ни медицинской консультацией. Прежде чем что-либо делать, консультируйтесь со специалистом.
Благодарен за подписку на канал, за рекомендации друзьям и знакомым, лайки, репосты.
Предложения и отзывы присылайте на: psychologan@yandex.ru. Оставляйте фидбэки в комментариях под этой заметкой, чтобы я мог улучшать сервис.
© Копирование, размножение, распространение, перепечатка (целиком или частично), или иное использование материала возможно только с письменного согласия автора.