Подростковый возраст добавляет сложностей в и без того непростые взаимоотношения некоторых родителей и их детей. Указанные в статье правила улучшают контакт в общении даже с трудными подростками, помогая донести свой взгляд до ребёнка, не натыкаясь на стену критики и непонимания.
Итак, пять "НЕ" в общении с подростком:
1. Критикуйте НЕ самого́ подростка, а его поведение.
Пример: «Ты наглый(-ая), неуправляемый(-ая) и совершенно не хочешь меняться».
Почему: В ответ на подобные обвинения часто возникает "протестная пассивность", которая выражается в поведении, демонстрирующим "раз я в твоих глазах такой, то таким теперь и буду. Вот и сравни, какой я был и какой я теперь!" Поверьте, в таких соревнованиях ребёнком лучше не участвовать. Лучше сказать: "Ты же классный, адекватный парень (например). Почему у тебя поступки-то какие-то несуразные и необдуманные. Ну ты чего?!"
2. НЕ приказывайте.
Пример: «Я последний раз говорю: положил(-а) телефон и пошёл(-ла) как миленький(-ая) учить свои уроки!».
Почему: Приказной тон в общении с ребёнком подросткового возраста вызывает защитную реакцию в виде агрессии (пусть даже и скрытой), но никак не послушания, на которое наивно надеется приказывающий взрослый. К тому же, это понижает уровень уважения ко взрослому, что точно не улучшит дальнейшую коммуникацию.
3. НЕ сравнивайте с успешным собой, а делитесь своими знаниями и опытом.
Пример: «Я вон в твои годы уже по всем предметам олимпиады выигрывал».
Почему: Итак понятно, что Вы - гений. Но Вы - это Вы, а Он - это Он. И если сравнивать вас по разным критериям, то не факт, что именно Вы победите в большинстве сравнений.
4. НЕ будьте жёстко категоричны в вопросах выбора, на которые у подростка может быть своё мнение.
Пример: «Эта музыка ваша современная какая-то наркоманская, одно только «тыц-тыц-тыц», и никакого смысла».
Почему: О - Обесценивание. Да и вполне возможно, что по мнению ребёнка это ваша музыка какая-то "пенсионерская", а значит, это ваш музыкальный вкус тоже "так себе". Стоит ли Вас слушать после этого?! А вашу музыку?! Ничего, кроме увеличения пропасти между вами с подростком, такие замечания не вызовут. Послушайте то, что ему нравится. Вдруг Вам что-то тоже "зайдёт")
5. НЕ "быкайте" банальными советами, а подскажите и покажите КАК это сделать правильно.
Пример: «Сходил(-а) бы да сделал(-а) бы. Ел(-а) бы поменьше и бегал(-а) бы побольше, вот и похудел(-а) бы».
Почему: Это ЕГО (подростка) жизнь с его интересами, целями и способами времяпрепровождения. Эти цели и интересы могут быть с вашей точки зрения неправильными, бессмысленными и бесполезными, но они имеют право быть. А "быканье" обесценивает и их, и ребёнка. И всё, что просто сказать для взрослого, не так-то просто выполнить для подростка.
В завершение статьи хотел бы посоветовать каждому родителю, с упрёком и претензией глядящему на своего ребенка, спросить себя: "А хотел(а) ли бы я в этот самый момент быть своим же ребенком у такого как я родителя?"
И если ответ на этот важный вопрос будет отрицательным или многословно-невнятным, то, значит, не только подросток в ваших отношениях ведёт себя как-то не так.
Взаимопонимания вам!
Психолог Артём Скобёлкин
*все изображения взяты с Яндекс.Картинки