Найти тему

Я вам удивляюсь, Марья Ивановна ...

Просто решил поделиться одним наблюдением. Оно касается и школы, и жизни.

Обеих — двух.

Руководство для чайников

В начале 90-х пришлось вновь столкнуться с программированием. Тогда рынок заполнили «персональные» ПК.

На ЕС10-40, на «Алголе», «Фортране» и «PL-1» программировать и работать приходилось. Но был большой перерыв….

Помню, как на прилавках появились книжки с крупно выведенным на обложке «Руководство для чайников».

Писать такие книжки, кстати, непросто. Нужно быть профессионалом, глубоко понимать суть предмета. И нужно глубоко понимать человеческую природу, понимать как люди учатся.

Поэтому покупал именно такие, «Для чайников» — чтобы быстрее и чтобы не «занаучивать вопрос».

И вот какая мысль …

Я вас не понимаю, Марья Ивановна …

Метафорическая Марья Ивановна, школьная учительница. Ну, или , скорее, школьный методист.

Я не понимаю, почему нет простых, понятных каждому человеку учебников по общению?
Да-да, простому, человеческому общению?
Эффективному человеческому общению!

Неужели «математика», «обществоведение» или «биология» (догадайтесь, почему названия этих школьных предметов я заключил в кавычки?) важнее общения?

Нет, вы, Марья Ивановна не подумайте, что я против математики или литературы (особенно литературы).

Я не так глуп, как вы могли подумать. Совсем не обязательно использовать оператор дизъюнкции и думать в категориях «или-или», не обязательно, Марья Ивановна.

Можно думать более широко, в категориях «и то, и это». Неужели общение менее важный предмет, чем вышеназванные?

Неужели успех и счастье (простите Марья Ивановна за не научный термин) в меньшей степени зависят от способности понимать людей, чем от навыка «решать» школьные «задачи» по «математике»?

У меня, Марья Ивановна, очень большой и разносторонний жизненный опыт. Вероятно, больше и точно шире, чем у вас. И я убедился - способность нормально разговаривать с людьми, понимать людей важнее любого из школьных предметов.

Точно важнее.

Абсолютно точно важнее.

Так почему же, Марья Ивановна нет в школьной программе курса эффективного общения?

Сидит этот зеленый человечек на дереве в Измайловском парке, умный такой. Но одинокий. Общаться хочется
Сидит этот зеленый человечек на дереве в Измайловском парке, умный такой. Но одинокий. Общаться хочется

Кому на Руси психологи нужны?

Я случайно наткнулся на статистику компании, предоставляющей психологические услуги.

Знаете, кто их самые частые гости?

Вы удивитесь, Марья Ивановна: айтишники. программисты.

18% всех клиентов психологов — айтишники!

Те, кто гораздо лучше среднего выпускника школы знают математику!

Вы понимаете теперь, почему я попросил вас мыслить шире?

«Чего же тебе, собака, нужно?»

Это я не вам, Марья Ивановна.

Это я процитировал Ивана Васильевича. Не вашего папу, а царя из советского кинофильма «Иван Васильевич меняет профессию».

У них же вроде все есть?

Они даже на выборы могут не ходить, а, если не нравится, просто уехать на ПМЖ в другую страну. Или не уезжать, а работать и платить налоги там, а жить здесь. Многие так и делают

А им не хватает, Марья Ивановна, «мягких скилов», навыков общения, за которыми они и тянутся к психологам и на тренинги всякие.

А знаете почему?

Да потому, что программировать можно научиться. Даже во время «обучения» в школе можно. Книг хороших, начиная «Для чайников» — завались! Научись читать — и читай, учись, осваивай программирование. Правда, сначала нужно научиться читать, а этому школа учить перестала. Вспомните предыдущего Министра образования, сетовавшую на «эпидемию функциональной безграмотности», то есть на неумение большинства школьников понимать тексты.

А вот насчет хороших, понятных книг по общению — дело совсем швах.

Как вы думаете, Марья Ивановна,

  • кого назначат руководителем группы программистов?
  • А начальником отдела?
  • А руководителем филиала Гугл?

Того, кто лучше программирует? Или того, кто лучше общается?

Вот вы уже и начинаете догадываться, Марья Ивановна, к чему я клоню. И почему нужно думать шире.

А про разводы вы слышали?

Позорное первое место в мире.

Марья Ивановна, а вы сами, стесняюсь спросить, замужем?

Нет?

А были?

Еще лучше начинаете догадываться, о чем это я?

Логика (не знаете, Марья Ивановна, почему ее перестали преподавать в школе?) рекомендует на первом месте ставить самые важные вещи, на втором — менее важные.

А если так, то я повторяю свой вопрос:

  • Почему в школе не изучают человека?
  • Почему не учат человеческому общению?

Может быть мне стоит написать такой учебник, Марья Ивановна? Или курс — как считаете?

Математику-то я выучил давно. Она мне даже несколько раз в жизни пригодилась, когда научной лабораторией руководил.

А вот способность общаться пришлось развивать через опыт. А путь опыта — самый горький — как заметил еще Конфуций. И я подтверждаю это.

Я научился-таки, но пострадал безмерно, пока не научился.

А вот когда случались пробелы в математике — просто восполнял их, не страдая. Так что вы посоветуете Марья Ивановна?

  • Написать, что ли учебник человеческого общения?
  • Или курс?

Или, как вы советуете, нужно мыслить шире? Не «или учебник» «или курс», а оба-два?

Жду от вас совета, с нетерпением.

Оригинал статьи на моем сайте

Еще по теме:

"Что делать с низкой самооценкой?"

"Суфийская притча, объясняющая причину неуспеха"

"Почему нас раздражают некоторые люди?"

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц