Просто решил поделиться одним наблюдением. Оно касается и школы, и жизни.
Обеих — двух.
Руководство для чайников
В начале 90-х пришлось вновь столкнуться с программированием. Тогда рынок заполнили «персональные» ПК.
На ЕС10-40, на «Алголе», «Фортране» и «PL-1» программировать и работать приходилось. Но был большой перерыв….
Помню, как на прилавках появились книжки с крупно выведенным на обложке «Руководство для чайников».
Писать такие книжки, кстати, непросто. Нужно быть профессионалом, глубоко понимать суть предмета. И нужно глубоко понимать человеческую природу, понимать как люди учатся.
Поэтому покупал именно такие, «Для чайников» — чтобы быстрее и чтобы не «занаучивать вопрос».
И вот какая мысль …
Я вас не понимаю, Марья Ивановна …
Метафорическая Марья Ивановна, школьная учительница. Ну, или , скорее, школьный методист.
Я не понимаю, почему нет простых, понятных каждому человеку учебников по общению?
Да-да, простому, человеческому общению?
Эффективному человеческому общению!
Неужели «математика», «обществоведение» или «биология» (догадайтесь, почему названия этих школьных предметов я заключил в кавычки?) важнее общения?
Нет, вы, Марья Ивановна не подумайте, что я против математики или литературы (особенно литературы).
Я не так глуп, как вы могли подумать. Совсем не обязательно использовать оператор дизъюнкции и думать в категориях «или-или», не обязательно, Марья Ивановна.
Можно думать более широко, в категориях «и то, и это». Неужели общение менее важный предмет, чем вышеназванные?
Неужели успех и счастье (простите Марья Ивановна за не научный термин) в меньшей степени зависят от способности понимать людей, чем от навыка «решать» школьные «задачи» по «математике»?
У меня, Марья Ивановна, очень большой и разносторонний жизненный опыт. Вероятно, больше и точно шире, чем у вас. И я убедился - способность нормально разговаривать с людьми, понимать людей важнее любого из школьных предметов.
Точно важнее.
Абсолютно точно важнее.
Так почему же, Марья Ивановна нет в школьной программе курса эффективного общения?
Кому на Руси психологи нужны?
Я случайно наткнулся на статистику компании, предоставляющей психологические услуги.
Знаете, кто их самые частые гости?
Вы удивитесь, Марья Ивановна: айтишники. программисты.
18% всех клиентов психологов — айтишники!
Те, кто гораздо лучше среднего выпускника школы знают математику!
Вы понимаете теперь, почему я попросил вас мыслить шире?
«Чего же тебе, собака, нужно?»
Это я не вам, Марья Ивановна.
Это я процитировал Ивана Васильевича. Не вашего папу, а царя из советского кинофильма «Иван Васильевич меняет профессию».
У них же вроде все есть?
Они даже на выборы могут не ходить, а, если не нравится, просто уехать на ПМЖ в другую страну. Или не уезжать, а работать и платить налоги там, а жить здесь. Многие так и делают
А им не хватает, Марья Ивановна, «мягких скилов», навыков общения, за которыми они и тянутся к психологам и на тренинги всякие.
А знаете почему?
Да потому, что программировать можно научиться. Даже во время «обучения» в школе можно. Книг хороших, начиная «Для чайников» — завались! Научись читать — и читай, учись, осваивай программирование. Правда, сначала нужно научиться читать, а этому школа учить перестала. Вспомните предыдущего Министра образования, сетовавшую на «эпидемию функциональной безграмотности», то есть на неумение большинства школьников понимать тексты.
А вот насчет хороших, понятных книг по общению — дело совсем швах.
Как вы думаете, Марья Ивановна,
- кого назначат руководителем группы программистов?
- А начальником отдела?
- А руководителем филиала Гугл?
Того, кто лучше программирует? Или того, кто лучше общается?
Вот вы уже и начинаете догадываться, Марья Ивановна, к чему я клоню. И почему нужно думать шире.
А про разводы вы слышали?
Позорное первое место в мире.
Марья Ивановна, а вы сами, стесняюсь спросить, замужем?
Нет?
А были?
Еще лучше начинаете догадываться, о чем это я?
Логика (не знаете, Марья Ивановна, почему ее перестали преподавать в школе?) рекомендует на первом месте ставить самые важные вещи, на втором — менее важные.
А если так, то я повторяю свой вопрос:
- Почему в школе не изучают человека?
- Почему не учат человеческому общению?
Может быть мне стоит написать такой учебник, Марья Ивановна? Или курс — как считаете?
Математику-то я выучил давно. Она мне даже несколько раз в жизни пригодилась, когда научной лабораторией руководил.
А вот способность общаться пришлось развивать через опыт. А путь опыта — самый горький — как заметил еще Конфуций. И я подтверждаю это.
Я научился-таки, но пострадал безмерно, пока не научился.
А вот когда случались пробелы в математике — просто восполнял их, не страдая. Так что вы посоветуете Марья Ивановна?
- Написать, что ли учебник человеческого общения?
- Или курс?
Или, как вы советуете, нужно мыслить шире? Не «или учебник» «или курс», а оба-два?
Жду от вас совета, с нетерпением.
Оригинал статьи на моем сайте
Еще по теме: