История района неразрывно связанна с историей района Люблино. О котором ранее я уже рассказывал. Сегодня речь пойдёт о неразрывном спутнике Люблино, районе печатники которые разделили лишь в 1991 году.
История
Печатниково
Своё начало как и название район берёт от деревни Печатниково которая ранее находилась на территории района. Откуда же деревня получила своё название?
В летописях 1558 года упоминается служивый человек Владимир Печатников, убитый в ливонском походе. Предположительно от этого пошло название «Печатниково». Позднее в 1774 года деревня Печатники вошла в приход Знаменской (Троицкой) церкви села Карачарово. Ныне район метро Нижегородская. Деревня по тем временам была довольно крупная, имела 40 крестьянских дворов и монастырь, поэтому и считалась крупным селением.
Но всё же на тот момент основное население составляли крестьяне. Кроме того история района тесно переплетается с историей Перервенской слободы так же отмеченной на карте 18-го века хотя существовала с гораздо более раннего времени.
Перервинская слобода
Образовалась вокруг Перервинского заштатного Николаевского монастыря. Монастырь в свою очередь был основан ещё в XIII в. Её история очень интересна.
На фотографии Перервинский монастырь который довольно сложно узнать, размер, количество куполов сильно отличается. Тем не менее здание сохранилось до наших дней. Грунтовая дорога есть ни что иное как будущая улица Шоссейная.
В 1775 г. при монастыре открывается Перервинская семинария.
1876 г. — Перервинская земская школа, в которой учились дети крестьян.
В те времена в окрестностях Перервы имелось всё необходимое, имелись всевозможные лавки и аптека. Кроме того земля здесь стоила не дорого. Что способствовало появлению всевозможных дач.
А со строительством курской железной дороги в 1894 г. открывается платформа Перерва.
Кроме того уже имеющиеся станции начали активно развиваться.
8 сентября 1930 г. около Перервы произошла крупная железнодорожная авария.
Катастрофа произошла ночью. Пассажирский поезд №52, следовавший из Тулы, врезался в хвост поезда №64, стоявшего на станции. Тринадцать человек погибли на месте, трое умерли в течение нескольких дней. Всего было 37 раненых с тяжелыми травмами и 12 легкораненых, среди пострадавших были дети.
Самарова гора (Китаевка)
Историю района нельзя рассматривать проследив лишь за одним селом или деревней. На территории нынешнего района их располагалось много. Один из таких посёлков, Китаевский посёлок (Китаевка).
Поселок получил название в 1909 году по нахождению на землях купца Н. Ф. Китаева. В начале 1930-х гг. был переименован в честь первого председателя профсоюза железнодорожников Московского узла Е. Ф. Кухмистерова. Позже в честь него назовут улицу на которой находился посёлок.
При советской власти
Во времена СССР историю отдельных сёл проследить очень сложно. Все они смешались и стали похожи на сплошную гряду частного сектора более всего напоминающего наши современные СНТ или деревни.
Кроме того известный перервинский монастырь при советской власти лишился своих куполов.
В последствии купола были восстановлены. Монастырь приобрёл свой истинный вид который сохраняет и сейчас.
На фотографии старая Перерва, люди гуляют по Шоссейной улицей которая ныне является центральной в районе Печатники. По правую сторону ещё можно увидеть опоры телеграфа а в дали, ближе к нынешней станции Печатники виднеются двенадцатиэтажки слабо различимые на фоне неба.
Гуляя по старым улочкам продвигаемся дальше на север, всё ближе и ближе к метро.
Время самого активного строительства пришлось на 70-80 годы. В эти времена район активно застраивали в то время как старые бараки сносили.
С домами особо не церемонились. Ветхие постройки сносили бульдозерами и сравнивали с землёй.
И наконец мы подошли к метро.
На фотографии строительство торгового дома Сирень. Вид практически не изменился. Остановка в правой кадре существует и сейчас. Все дома находятся на своих местах, не хватает только ларьков и вездесущих рекламных вывесок. Конечно, станции в районе ещё нет. Её откроют позже, 28 декабря 1995 г.
Наше время
Благодаря бурному развитию промышленности в СССР Печатники и по сей день остаются районом лишь на половину. Остальную часть занимают пром зоны и метродепо Люблинско Дмитровской линии. Свалки мусора и гаражи самострои были обычным делом.
Географически район так же имеет довольно интересное положение. С востока район от Люблино отделяет железная дорога. На западе и на юге от остальной москвы печатники отделяет Москва река. А север целиком покрыт промзонами. Которые частенько подкидывают сюрпризы в виде пожаров.
То и дело горят цеха различных заводов и предприятий. В конце концов цементный элеватор который не давал жильцам спокойно спать из за пыли которая образовывалась во время его работы.
Так получается что нынешнее состояние района куда хуже чем 50 лет назад. Множество пустырей и непонятных гаражей. На теле района ещё много болячек. Будем надеяться что в скором времени район станет образцово показательным.