В пьесе “Скрипач на крыше” отец-еврей, шокированный тем, как мало молодежь интересуется традициями предков, поет песню: “Обычай, обычай!” Всякий раз, когда я вижу эту сцену, я испытываю сочувствие ко всем, о ком идет речь: и к молодым людям, которых раздражают непонятные им обычаи, и к старику, которому невыносимо видеть, как рушится привычный ему мир.
Если отца в театральной драме так потрясло неприятие некоторых традиций в его время, представьте, что бы он чувствовал в наши дни. Никогда еще за такой короткий срок не отказывались от стольких освященных веками обычаев — мало что стоящее предлагая взамен. Это время замешательства, когда люди ищут смысла жизни, пытаются понять, “кто они”, вне ценностей, которые они отбросили.
Это происходит не только в обществе, но и в религии. Одни демонстративно сторонятся всего “традиционного”, тогда как другие изо всех сил стараются держаться прошлого. Можно ли найти разумный компромисс? Если да, то какой? Когда соблюдать традиции — хорошо, а когда — плохо? Мало какие вопросы более важны в нашем хаотичном мире.
Самая продолжительная беседа о традициях содержится в Мф. 15 и Мк. 7, когда Иисусу пришлось защищать Своих учеников от обвинения в нарушении “преданий старцев”. Не всегда знаешь, когда нужно твердо придерживаться традиции, а когда — отказаться от нее. Трудно найти позицию, исключающую крайности, а еще труднее удержаться на ней. Легче применять правила к другим, чем к себе. Никто из нас не свободен вполне от приверженности традициям, осужденной Иисусом. Уроки подобного рода призывают прежде всего к самоанализу и самооценке.
ТРАДИЦИЯ МОЖЕТ БЫТЬ ПЛОХОЙ (Мф. 15:1, 2; Мк. 7:1-5)
Однажды, когда Иисус учил в Капернауме, Его обступили фарисеи. Это были не рядовые фарисеи, которые повсюду следовали за Ним; это были ушлые казуисты, присланные из Иерусалима с заданием ускорить конец Иисуса. Поскольку предъявленное Христу обвинение в несоблюдении субботы привело к обратным результатам, они выдвинули новое. Фарисеи спросили Иисуса: “Зачем ученики Твои преступают предание старцев? Ибо не умывают рук своих, когда едят хлеб” (Мф. 15:2).
Что называли “преданием”
Чтобы понять суть обвинения, нужно знать, что такое “предание старцев” и почему оно так много значило для фарисеев. Слово “предание” является переводом сложного греческого слова, которое означает “то, что передали другим поколениям”. В Мф. 15:2 Гудспид перевел это слово как “переданные заповеди”.
В Библии это слово иногда подразумевает учение, “переданное” Богом (то есть, богодухновенное учение; 1 Кор. 11:2; 2 Фес. 2:15; 3:6). Но чаще оно означает правила, придуманные и переданные другим поколениям людьми (Мф. 15:2, 3, 6; Мк. 7:3, 5, 8, 9, 13; Гал. 1:14; Кол. 2:8). Я, в основном, буду использовать слово “традиция” в его более привычном значении традиций, придуманных людьми.
Фарисеи говорили о “предании старцев”. Слово “старцы” не имеет отношения к служителям синагоги, старейшинам (Лк. 7:3); скорее, оно относится к мужам минувших веков, считавшимся знатоками Моисеева закона. В течение столетий достопочтенные иудейские учителя сочиняли толкования и принимали решения, связанные с законом Моисея. Такие учения со временем превратились в большой свод правил, называвшийся “неписаным законом” или “преданием”. (В III в. эти предания были собраны в книгу под названием Мишна. К концу III в. Мишна была дополнена и превратилась в объемистый сборник правил под названием Талмуд. Иудейские учителя до сих пор руководствуются Талмудом).
Фарисеи учили, что Моисей сам, наряду с записанным законом, дал “неписаный закон” и что этот “неписаный закон” передавался из поколения в поколение великими учителями. (Конечно, это неправда. И в наше время различные религиозные группы делают аналогичные заявления в попытке оправдать свои человеческие законы тем, что это якобы учение апостолов, столетиями передававшееся из уст в уста “церковью”). Фарисеи считали “предание” таким же обязательным, и даже более обязательным для исполнения, чем сам закон. Уоррен Уирсби показывает, какую важность придавали традиции:
«Раввин Елеазар говорил: “Тому, кто толкует Писание вразрез с преданием, не будет места в грядущем мире”. В Мишне — собрании иудейских обычаев, входящем в состав Талмуда, — написано: “Учить против гласа раввинов — более тяжкий проступок, чем учить против самого Писания”».
Заповеди “предания” считались как бы “оградой” вокруг закона: предполагалось, что тот, кто ни разу не нарушит “предание”, никогда не нарушит и закон. Изначально это была неплохая идея, но правила множились бесконечно и мутировали так, что в конце концов стали абсурдными. Это была хорошая идея, которая со временем стала плохой.
Чего требовало “предание”
Хорошим примером является “предание” мыть руки перед едой. В Ветхом Завете много говорится о ритуальной чистоте. (Прочтите Лев. 11—15 и Чис. 19). Как правило, речь тогда шла не о гигиене тела, а о том, насколько человек был готов предстать пред Богом. Некоторые обряды очищения включали в себя омовение. Первоначальные законы были сами по себе достаточно сложными, но с течением времени люди добавляли и добавляли к ним свои правила, пока, наконец, предписания по ритуальной чистоте и ритуальным омовениям стало невозможно сосчитать.
У фарисеев был нескончаемый список того, что, по их мнению, было “нечистым”. Кроме того, считалось, что “нечистоту” можно было передать — что она была, если хотите, заразной. Например, если нечистое животное (хотя бы мышь) коснулось тарелки, она становилась “нечистой”. Съевший что-то из такой тарелки делался “нечистым”. Если кто-то прикоснулся к этому “нечистому” человеку, он сам, в свою очередь, становился “нечистым ”. И так до бесконечности.
Марк отмечал, что “фарисеи и все иудеи не едят, не умыв тщательно рук” (Мк. 7:3). Греческое слово, переведенное “тщательно”, буквально означает “кулаком”. Альфред Эдершайм в своей книге “Жизнь и эпоха Иисуса Мессии” описал сложную церемонию омовения рук. Вот некоторые подробности:
«Так как омовения совершались очень часто и надо было следить за тем, чтобы предназначенная для этого вода не использовалась для других целей... в домах обычно держали специальные большие кувшины. Воду брали только из них... в объеме полутора “яичных скорлупок”. Воду сливали на обе руки. Руки держали поднятыми, чтобы ставшая от руки нечистой вода стекала на запястья, не попав снова на пальцы. Аналогичным образом каждую руку терли кулаком другой, уже [омытой], руки».
Затем Марк сообщает, что фарисеи, “придя с торга, не едят не омывшись” (Мк. 7:4). Многое на рыночной площади могло их осквернить. Они могли даже коснуться нечистого язычника — или нечистые пылинки с язычника могли попасть на них! Приходя домой с рынка, они мыли не только руки; они омывали все тело. Другими словами, перед едой они принимали ванну.
Марк добавляет: “Есть и многое другое, чего они приняли держаться: наблюдать омовение чаш, кружек, котлов и скамей” (Мк. 7:4). Не забывайте, что такое омовение было ритуальным очищением, а не гигиенической процедурой.
Пренебрежение “преданием”
Принимая все это во внимание, можете себе представить, в какой ужас апостолы Иисуса могли привести фарисеев своим небрежным отношением к соблюдению священных норм. Ученикам не хватало времени даже поесть (Мк. 6:31), не говоря уже о сложном ритуале омовения, предписанном “преданием старцев”. Как известно, порой всю еду апостолов составляли зерна сорванных на поле колосьев (Мф. 12:1-8)! Так что нет ничего удивительного в том, что фарисеи, увидев “некоторых из учеников Его, евших хлеб нечистыми, то есть неумытыми, руками” (Мк. 7:2), спросили Иисуса: “Почему ученики Твои не поступают по преданию старцев, но неумытыми руками едят хлеб?” (Мк. 7:5).
КОГДА ТРАДИЦИЯ ПЛОХА (Мф. 15:3-6; Мк. 7:9-13)
Самодовольные и служащие только себе фарисеи начинали раздражать Иисуса. Он не стал отрицать их обвинения и даже не дал на него прямого ответа. Вместо этого Он Сам обвинил их:
«Зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего? Ибо Бог заповедал: “Почитай отца и мать” и “Злословящий отца или мать смертью да умрет”. А вы говорите: “Если кто скажет отцу или матери: 'Дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался', — тот может и не почтить отца своего или мать свою”. Таким образом вы устранили заповедь Божию преданием вашим» (Мф. 15:3-6).
Я уже говорил, что первоначально традиции должны были ограждать Моисеев закон от нарушений. Однако со временем начали появляться новые правила, которые все больше отдалялись от исходных предписаний, пока наконец не стали даже противоречить этим заповедям.
Плохая традиция
Христос мог бы привести множество примеров таких традиций (Мк. 7:13), но Он ограничился только одним: “Ибо Бог заповедал: «Почитай отца и мать» и «Злословящий отца или мать смертью да умрет»” (Мф. 15:4). В следующей далее иллюстрации нет речи о “злословии” (проклятии) родителей в привычном для нас смысле этого слова, но отказать в помощи нуждающимся родителям равноценно тому, чтобы “проклясть” их, обрекая на голод и унижение. Первое из этих повелений входило в изначальные десять заповедей (Исх. 20:12; Втор. 5:16). Второе было из числа законов, расширявших и применявших десять заповедей (Исх. 21:17; Лев. 20:9). В этих двух заповедях говорилось, что приветствовалось и что не допускалось в отношениях детей и родителей: дети должны были уважать и ценить отца и мать. Сюда входила забота об их нуждах в старости (см. Прит. 23:22; 1 Тим. 5:8). Дети не должны были делать ничего такого, что можно было бы расценить как неуважение к родителям.
К сожалению, люди создали традицию, которая свела на нет эти заповеди. Должно быть, глаза Иисуса вспыхнули от гнева, когда Он отвечал Своим обвинителям:
«...Хорошо ли, что вы отменяете заповедь Божию, чтобы соблюсти свое предание? Ибо Моисей сказал: “Почитай отца своего и мать свою”. А вы говорите: “Кто скажет отцу или матери: 'Корван' — то есть дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался”, тому вы уже попускаете ничего не делать для отца своего или матери своей, устраняя слово Божие преданием вашим, которое вы установили; и делаете многое, тому подобное» (Мк. 7:9-13).
“Корван” — арамейское слово, означающее “приношение” или “дар”. Иудей мог дать обет посвятить часть своего имущества Богу, назвав ее “корван”, то есть “дар”. Такой дар переходил в собственность храма только после смерти давшего обет; при жизни же его объявленное даром имущество оставалось неприкосновенным. Некоторые полагают, что, хотя это имущество формально принадлежало Богу, сам давший такой обет мог лично продолжать пользоваться им в течение всей жизни. Иисус обвинил фарисеев в том, что если человек давал такой обет, то они уже больше не позволяли ему ничего делать для родителей. У раввинов была поговорка: “Хоть родителям и тяжело, но закон ясен: обеты надо выполнять”.
Представьте себе такую картину: мужчина и женщина подходят к дому, где живет их сын. Видно, что женщина плакала. У мужчины мрачный вид. Они стучат в дверь. Когда сын открывает дверь, они печально говорят: “Мы потеряли все, что у нас было. Ты наша последняя надежда. Если ты нам не поможешь, нам придется просить милостыню или голодать”. Молодой человек пренебрежительно смотрит на них — на своих родителей, которые дали ему жизнь, растили и заботились о нем. Он отвечает им: “Ничем не могу вам помочь! У меня были отложены кое-какие деньги на вашу старость, но недавно ко мне зашел фарисей и рассказал, как выгодно объявить эти деньги корваном. Так что прощайте. Позаботьтесь о себе сами, а сюда больше не приходите за подачками!” Сказав так, он захлопывает перед ними дверь.
Мне неловко даже описывать подобную сцену. Очевидно, такое случалось в дни Господа. Свою обвинительную речь Иисус заключил словами: “Таким образом вы устранили заповедь Божию преданием вашим” (Мф. 15:6). Согласно Марку, Он добавил: “И делаете многое, тому подобное” (Мк. 7:13).
Хорошие традиции
Необходимо отметить, что традиции не обязательно плохи сами по себе — даже традиции человеческие. В Библии есть примеры, когда Божий народ участвовал в придуманных людьми традиционных церемониях, и при этом с полного одобрения Господа. Вспомните, какое участие Иисус принимал в жизни иудейского народа — в их традиционных свадьбах, похоронах и тому подобном. Подумайте о посещении Иисусом праздника обновления (Ин. 10:22) — иудейского праздника, появившегося в период между Ветхим и Новым Заветами.
Традиции играют большую роль в нашей жизни. Они связывают нас с предыдущими и последующими поколениями, делают жизнь интересней и ярче. В последние годы социологи говорят о том, как важно для психологического благополучия человека иметь “корни”. Нет ничего плохого в том, что группа людей, даже община, имеет собственные традиции — при условии, конечно, что они не идут вразрез с Божьей волей.
Бесспорно плохие традиции
Тут мы возвращаемся к вопросу, когда традиция плоха. Первый ответ Иисуса можно сформулировать следующим образом: “Когда такая традиция нарушает четко выраженную заповедь Божью”. Христос сказал, что фарисеи преступают заповеди Божьи ради собственного предания (Мф. 15:3), что они, чтобы соблюсти предание, отменяют эти заповеди (Мк. 7:9), что они своим преданием устраняют Слово Божье (Мф. 15:6; Мк. 7:13). За то, что, обвиняя учеников в нарушении “предания старцев”, сами они не повиновались “заповеди Божьей”, Господь назвал фарисеев “лицемерами” (Мф. 15:7; Мк. 7:6).
В религиозном плане я был научен думать самостоятельно. Но я родился и вырос в России, где доминирующая церковь почти полностью опутана традициями. Эта конфессия следует традициям, предписывающим авторитет церкви за счет ослабления авторитета Библии (прочтите 2 Тим. 3:16, 17), традициям “крещения младенцев”, отменяющим библейское учение о крещении (Мк. 16:15, 16), традициям, касающимся “особых дней”, которые фактически отменяют повеление не оставлять христианского собрания (Евр. 10:25), и так далее. Макгарви пишет: “Нет такого добавления или такой поправки [к открытой нам воле Божьей], которая в той или иной степени не отменяла бы какую-либо заповедь”.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Большинство из нас, вероятно, согласится, что всякая человеческая традиция, ведущая к неповиновению заповедям Божьим, плоха. Сатана распространил ложь, что к Господу ведут многие пути, но Иисус сказал: “Я путь” (Ин. 14:6). Не заменяйте твердое Слово Божье учениями человеческими!
См. также статью “Традиции и обычаи”
#предания #предание #заповеди #иисус христос #христианство