60,3K подписчиков

Дистанционное электронное голосование. Первый блин комом?

2,5K прочитали

Скажу сразу, что я ЗА электронное голосование. Это очень удобно. Но поскольку организовано такое голосование было почти впервые (за поправки в конституцию тоже было электронное голосование), вылезли и косяки, о которых я даже не смог сообщить в поддержку! Прорваться через тупых роботов оказалось выше моих сил. Поэтому, просто опишу найденные ошибки здесь. Аудитория у меня относительно большая, может, кто и увидит это из нужных людей.

Скажу сразу, что я ЗА электронное голосование. Это очень удобно.

Про атаки на серверы и перегрузку системы, на которую жаловались пользователи — всё понятно, бывает. Тут уж претензий нет, дело понятное, предсказуемое и решаемое. Но у меня при голосовании выявились и косяки алгоритма самого сайта. Причём ошибки какие-то детские. Почему они были не выявлены при тестировании? Видимо, тестировали что-то другое, а на интерфейс с пользователем, как всегда, начихали (как чихает на него, например, Сбербанк со своим Сбербанк-онлайн).

Итак, понимая, что днём нагрузка на сайт голосования будет большой, я специально голосовал глубокой ночью. На электронное голосование я записал и себя и маму, чтобы она не таскалась с дачи в Москву.

Я проголосовал нормально, без проблем. Хотя, надо сказать, что процесс голосования перегружен лишней информацией. Все эти описания нюансов про некое «отложенное голосование» только запутывают пользователя. Какое ещё отложенное голосование? Я хочу просто проголосовать прямо сейчас и всё, зачем мне углубляться в какие-то дополнительные возможности и фичи, в то время, как 99,999% пользователей они просто не понадобятся?

Как-то проще надо это всё организовывать. Всё-таки голосуют простые люди, а не готовые читать длинные тексты должностные чиновники или юристы. Условная тётя Клава должна просто открыть страницу, подтвердить себя через СМС и сразу, ничего не читая, увидеть привычный бюллетень, после чего просто ткнуть мышкой туда, куда хочет, и нажать кнопку «Отправить». Всё.

После голосования надо просто заметить, что при желании изменить свой голос, можно снова начать голосование через 3 часа, но не позднее, чем через 24 часа. Всё. А не писать чёрт те что шиворот навыворот. И не надо это называть никак. Ни отложенным голосованием (пользователю не видна подноготная системы, и он не понимает, почему такое голосование называется отложенным, т.е. интуитивно непонятно, а значит, запутывает), ни переголосованием (это понятие не разрешено законом). В крайнем случае, назовите это просто заменой бюллетеня. Зачем придумывать лишние сущности?

Но это всё ладно, далее речь пойдёт о реальных ошибках.

Ошибка 1. Голосование разных людей через один и тот же браузер невозможно.

Итак, я успешно проголосовал через браузер Firefox v.92.0, и вышел из своего аккаунта на mos.ru, чтобы тут же (не через 3 часа, это важно) войти в аккаунт мамы и тоже проголосовать. Мы вошли в её аккаунт, но при попытке входа на страницу голосования, сайт выдал нам сообщение о том, что отложенное голосование больше недоступно!

Мы попытались зайти несколько раз — безрезультатно. То есть, по-видимому, сайт оставил в браузере cookie с временем отправки моего бюллетеня без привязки к аккаунту, через который было проведено голосование. Ещё непонятно, даже если бы повторно голосовал я, почему оно больше недоступно, ибо 24 часа ещё не прошло, и голосовать ещё можно (через 3 часа)? Вот эту надпись, кстати, уже и нужно делать более информативной, а не всё пихать вначало.

В общем, нам пришлось скачивать новый браузер и входить через него, снова вбивая пароль от mos.ru (в старом браузере пароль был запомнен, а тут новый голый браузер). Через новый браузер мама успешно проголосовала. Хотя, наверное, можно было бы просто удалить нужный cookie из старого браузера. Но я не стал его искать, мне было проще действительно войти через другой браузер.

Ошибка 2. Робот техподдержки не рассчитан на сообщения об ошибках сайта.

Я понимаю, что шквал жалоб пользователей, не читающих инструкции, и совершающих одни и те же ошибки, и всё такое, невозможно обработать живыми людьми, поэтому на жалобы отвечает робот. Пытается вычленить из письма ключевые слова и подбирает для автоматического ответа подходящие заготовленные абзацы. И это работает, если считать, что сама система голосования работает безупречно.

Но вот как сообщить им не о своей проблеме, а об их проблеме?

Я написал лаконичное письмо с указанием описанной выше «ошибки 1», попросив их проверить свою систему. Но письмо было обработано роботом, и в ответ пришёл набор ничего не значащих абзацев про правила отложенного голосования.

Эта проблема, кстати, любой техподдержки, считающей, что их система безупречна, и всегда виноват пользователь. Я постоянно на это нарываюсь. Что мне нужно написать, чтобы письмо прочитал человек, а не тупой робот, даже и не предполагающий, что сообщение может быть об их ошибке?

Ошибка 3. Невозможно вернуть обращение в работу, поскольку оно находится в статусе «закрыто».

Итак, я получил письмо от робота с набором не относящихся к делу советов, и ниже две ссылки — «подтвердить и оценить» и «вернуть в работу». Снизу красовалась надпись: «Внимание! Обращение будет закрыто автоматически после отправки Вами сообщения с оценкой проведенных работ или по истечении трех дней.»

Ладно, думаю, отправлю роботу оценку «Неудовлетворительно», раз ответил не по делу. Нажал в письме ссылку и открылась моя почтовая программа с заполненной темой и предложением написать комментарий. Я подумал, что комментарий логичнее написать не по поводу негативной оценки, а предварительно вернув обращение в работу, поэтому не стал отправлять это сообщение с неудовлетворительной оценкой, а нажал ссылку «Вернуть в работу», после чего открылось другое письмо, в тексте которого я уже подробно описал их проблему, уточнив, что я свою проблему решил, и это именно их проблема. Письмо отправил, а первое письмо просто отменил.

Так что вы думаете? Спустя часа три мне пришло письмо о том, что «Обращение № SD18087878 невозможно вернуть в работу или оценить выполнение работ, поскольку оно находится в статусе Закрыто». Видимо, когда я в почтовой программе нажал вначале на ссылку «подтвердить и оценить», информация о закрытии обращения ушла сразу, не дожидаясь отправки моего сообщения по почте, несмотря на их информацию о том, что закрытие происходит только после отправки такого сообщения. А может есть и другая, более грубая причина в виде нарушения логики работы сайта — уж не знаю.

Ну я и плюнул на них. Сколько я могу биться? Пускай тогда пожинают плоды своих ошибок в виде снижения явки по электронному голосованию от той, которая могла бы быть. Ведь наверняка через Интернет голосуют целыми семьями, и не каждая семья догадается каждого нового члена проводить по новому браузеру. А в ответ на массовые жалобы тупой робот даёт им советы не по делу. И в результате разработчики так и не в курсе ошибок.

На этом всё. Ставьте лайки и пишите в комментариях о своих проблемах при дистанционном электронном голосовании. Посмотрим, нашёл ли кто что ещё. И конечно, подписывайтесь на мой канал! :-)