С лёгкой руки дядюшки Дэна* получила популярность обработка в цветовом пространстве CIE 1976 L*a*b*, или LAB. Данное цветовое пространство поддерживается многими популярными программами обработки фото, включая мой любимый darktable.
Одно из главных преимуществ этого цветового пространства – декларируемая независимость цвета от яркостной составляющей: L представляет яркостный канал, а каналы a и b отвечают за цвет. Если в RGB, изменяя одну из составляющей – красную, зелёную или синюю – мы меняем и цвет, и яркость одновременно, то в LAB (теоретически) мы можем менять яркость, не трогая цвет, или наоборот – корректировать цвет, сохраняя исходную яркость. Это цветовое пространство очень удобно и интуитивно понятно.
Однако, на практике всё оказывается не так радужно. В первую очередь это, вероятно, связано с тем, что пространство LAB было изначально разработано для целей оценки и измерения, а не цветокоррекции. И математический аппарат, лежащий в его основе, имеет некоторые «врождённые» дефекты.
- Пространство LAB было разработано в 1976г. на основе более раннего стандарта XYZ 1931г. с целью компенсировать нелинейность восприятия цвета человеком. Основной его недостаток – нелинейность полностью компенсировать так и не удалось, но «математика» получилась несколько приблизительной.
- Как следствие, независимость цветовой и яркостной составляющих обеспечивается при достаточно небольших коррекциях. Если необходима более серьёзная адаптация, например, яркостной составляющей, цвет начинает «плыть».
- Пространство LAB оказалось плохо приспособлено для обработки информации с матриц современных камер, имеющих большой динамический диапазон. И если 15 лет назад «приблизительность» математического аппарата не приводила к значительным ошибкам, сегодня обработка изображения в LAB приводит к достаточно большим погрешностям в передаче цвета.
В результате, попытки обработки фото, снятым современной камерой, в пространстве LAB, приводят к цветовым сдвигам, цвет получается грязноватый, а картинка – жёсткой и нереалистичной.
В свою очередь, правильно построенный на основе цветового пространства RGB математический аппарат отражает физические процессы, происходящие в реальности. Поэтому, хоть думать в терминах RGB неудобно (хотя привыкнуть можно ко всему), математические преобразования, производимые над пикселями изображения, не приводят к появлению цветовых артефактов и цвет остаётся естественным даже после значительных коррекций.
Поэтому, хотя я, например, тона кожи до сих пор по привычке оцениваю в LAB (удобно же!), всю обработку делаю исключительно в RGB, благо в darktable доступны оба варианта. Поэтому совет всем, кто использует darktable (или иные программы для проявки RAW файлов, где есть возможность выбора) – работайте в RGB пространстве и получайте удовольствие от результата!
Примечание: ещё один важный аспект, вынудивший меня в своё время отказаться от работы в LAB, описан здесь.
* см. Дэн Маргулис «Загадка каньона и другие приключения в самом мощном цветовом пространстве».
#фотография #фотограф спб #фотоуроки #rgb #lab #цвет #обработка фото