О каждом из этих направлений, я еще напишу отдельную статью (про мейхану вроде уже писал), а сейчас просто хочу напомнить о удивительной музыкальности Баку.
Предвидя ухмылки недоброжелателей по поводу "азербайджанского джаза", хочу им сообщить, что это общепринятый музыкальный термин, о котором написано и в справочных изданиях. В том числе международных. Например в "Continuum: encyclopedia of popular music of the world".
Азербайджанский джаз — разновидность джаза, основанного на традициях мугама. Азербайджанский джаз зародился в Баку благодаря его основателю, музыканту и композитору Вагифу Мустафа-заде. В азербайджанском этно-джазе, или джаз-мугаме, в зависимости от фантазии исполнителей сочетаются новоорлеанские ритмы и музыкальные традиции Востока (с) Википедия
И не ищите "армянского" или "грузинского" джаза, "русского" или "британского", таких направлений в музыке не существует.
Это, я типа "рисанулся" (кто помнит такое слово из бакинской жизни).
Баку музыкальный
В Баку музыку любили во все времена. Это было особенно заметно летом, когда она лилась отовсюду: из уличных кафешек, открытых окон жилых домов, из парков и скверов (часто живая), проезжающего транспорта.
Поначалу, когда основным источником музыки было радио, город был на одной волне. Из тысяч радиоприемников одновременно разносилось:
Я встретил девушку — полумесяцем бровь,
На щечке родинка и в глазах любовь.
Ах, эта родинка меня с ума свела,
Разбила сердце мне, покой взяла.
Какофония разнообразия времен магнитофонов еще была впереди.
Но уже в это время (конец 50-х — начало 60-х), в различных частях Баку, стали набирать силу собственные специфические направления в музыке.
В бакинских поселках, прежде всего Маштагах, в связи с "оттепелью", вышла из подполья мейхана. Еще не так уверено, но уже можно было на некоторых местных свадьбах услышать мейханщиков. м
Мейхана́ (азерб. Meyxana) — азербайджанское народное музыкально-поэтическое творчество, своеобразные речитативные импровизации, ритмическая поэзия, похожая на современный рэп. (с) Википедия
То же самое происходило с бакинскими "блатными песнями", которые стали приобретать более культурные формы в среде ресторанных исполнителей и музыкантов-любителей.
Причем это касалось, как слов, так и музыки, которая из классической "воровской" стала превращаться в городскую, с сильными национальными мотивами и манерой исполнения.
Не упускала новых возможностей "оттепели" и азербайджанская музыкальная элита — будущие классики национальной музыки.
Кара Караев, Ниязи,Тофик Кулиев, Рауф Гаджиев стали активно развивать эстрадное джазовое искусство, ознаменовавшееся появлением квартета "Гая" в 1965 году. В это же время загорается звезда Вагифа Мустафа-заде.
Вагиф Азиз оглы Мустафа-заде (азерб. Vaqif Əziz oğlu Mustafazadə; 16 марта 1940; Баку — 16 декабря 1979, Ташкент) — советский азербайджанский джазовый композитор и пианист, Заслуженный артист Азербайджанской ССР (1979), лауреат Государственной премии Азербайджанской ССР, один из великих джазовых пианистов двадцатого века. (с) Википедия
Небольшой опрос
Собственно, я эту статью я начал писать, потому-что поспорил с товарищем насчет значимости одного из направлений. Поэтому стало интересно мнение более широкой аудитории.
Живая музыка в одном из бакинских кафе:
У меня всё. Приятных выходных.