Однажды, когда меня в очередной раз спросили, какие фильмы я считаю лучшими и что могу порекомендовать для просмотра, три мои извилины начали крутиться и разогнались достаточно для того, чтобы я смог выявить одну интересную закономерность: практически ВСЕ мои любимые фильмы вышли в одно КОНКРЕТНОЕ десятилетие. Я говорю про период с 1990-ого по 1999-й год - времена, во всех отношениях очень бедные для одной страны, и очень богатые для другой. Времена, подарившие любителям визуального искусства по всему миру десятки часов непередаваемого эстетического наслаждения, сменившие и определившие вектор развития кино на многие годы вперёд.
Я чуть-чуть подумал и начал размышлять, а почему такая честь выпала девяностым? Что в них такого особенного и какие факторы привели к тому, что именно в этой точке на бескрайней временной парадигме образовался кинематографический пик? И вот чего я удумал.
Примечания:
-нужно углубиться в историю, так что будет нудно;
-рассматривать я буду только американские фильмы(простите за непатриотизм)
Погнали.
Я вижу 1990-е годы, как своеобразную верхушку айсберга. А как мы знаем, верхушка - меньшая его часть, 90 % огромной льдины таятся глубоко под водой. Так случилось и с кинематографом: все важнейшие процессы становления происходили с ним задолго до разбираемого мною периода.
В 1995-м году кино отпраздновало своё столетие, пройдя путь от «двигающейся картинки» поезда на вокзале Ла-Сьота до великого, по сей день лидирующего в контексте развития и влияния на людей вида искусства. В начале двадцатого века перед первыми кинорежиссёрами и актёрами стояла титаническая задача: перенести театральную драматургию и фундамент сценического действия в иную, более реалистичную плоскость. Они постигали основы планов и углов съёмки, экспериментировали с монтажом и пристально следили за зрительским восприятием. Итогом их работы стало создание принципиально нового, доселе невиданного синтеза изобразительных и динамических категорий искусства, известного сейчас как ВИЗУАЛЬНОЕ ПОВЕСТВОВАНИЕ.
Кино, благодаря таким людям, как братья Люмьер, Лев Кулешов, Сергей Эйзенштейн, Дзига Вертов, Уолт Дисней и Бастер Китон(а так же множеству других выдающихся личностей), из средства документальной фиксации событий превратилось в чистое творчество. Назову, пожалуй, этих людей гениями-первооткрывателями. Им, как художникам, творить было сложнее всего: во-первых, технологии(а они для кино первостепенны) тогда представляли собой довольно жалкое зрелище, а во-вторых, им необходимо было продумывать всё с нуля, строя фундамент для следующих поколений. И они построили.
Второе поколение не подвело и продолжило доводить до ума то, что начали их «отцы». Кино стало дешевле и доступнее. Фильмы обрели звук. Появился цвет. Чаплин, Уайдлер, Хичкок, Уэллс(и т. д.,конечно) стали прародителями Классического Голливуда. Свежеиспечённые жанры романтической комедии, триллера, пеплума и вестерна заполонили экраны. Всё было здорово, но ненадолго. Тогдашний западный аскетизм, шаблонность и стремление к стандартизации привели к своду моральных запретов и ограничений, получившему название «кодекс Хейса». Это затормозило Голливуд в развитии на несколько десятилетий, вынуждая авторов работать в очень стеснённых рамках. Киноискусство в Америке стало вещью насквозь индустриальной, и фильмы, выходившие в период с 40-х по 60-е годы под эгидой «студийной системы», за редким исключением, сняты почти одинаково, по одним и тем же шаблонам. Америка утратила монополию на кино, а прибыли кинотеатров неумолимо падали. Люди требовали перемен.
Всё изменилось в конце 60-х, когда в США происходили серьёзные исторические сдвиги. Война во Вьетнаме, Сексуальная Революция и, самое главное, Французская новая волна - сломали кодекс Хейса и изменили Голливуд до неузнаваемости. Каноны, которые утверждались и бережно соблюдались годами, подверглись сомнению. Годар, Трюффо, Ромер, а также Феллини(но он с Италии) и Тарковский(но он с СССР) снимали кино принципиально по-новому, используя ручную съемку, нетипичные сюжеты и непрофессиональных актёров. Ключевое слово в их творчестве - НЕЗАВИСИМОСТЬ. Французы создали кино во второй раз, вдохновив новое, ТРЕТЬЕ поколение американских режиссёров, речь о которых плавно подведёт к заглавию текста.
Начались 70-е; время, без преувеличений великое для кино. Именно в эти годы мир узнал про Кубрика(единственный лучик света в 60-е, кстати), Копполу,
Де Пальму, Карпентера, Спилберга, Скорсезе, Лукаса, - настоящих мастодонтов киноиндустрии. Они - ещё одни гении, которых я позволю себе обозвать «ретрансляторы».
Эти гении-ретрансляторы - люди, создающие свои фильмы по ВНУТРЕННЕМУ ЧУТЬЮ, основанному на раннем приобщении к кино с самого детства. В отличие от первооткрывателей, ретрансляторы не высчитывают и не экспериментируют с основами(это уже сделано в начале века), а знают, ЧУВСТВУЮТ сразу, как нужно делать круто, применяя в творчестве не жизненный, а именно кино-опыт. Они, в первую очередь, не профессиональные киноделы, а профессиональные ЗРИТЕЛИ. Они купались в фильмах с самого детства, смотря их в кинотеатрах и на телевизорах, снимая на ручную камеру «SUPER 8» и, тем самым, насквозь ими пропитавшись на уровне ДНК. В 70-е и 80-е этим молодым гениям открылись все дороги, пика которых они достигли... когда? Правильно, в 90-е...
В этот неоднократно облизанный мною период сплелись все узлы. Технологии открыли графику, хаос новой волны стал систематизироваться и дал свободному творчеству необходимую для успешного функционирования закономерность, а культовые режиссёры набили руку и создали свои лучшие работы. Ну и Тарантино дали денег, это самое главное.
В 90-е кино осмысляло само себя, поп-культура начала проникать всё глубже; поколение, выросшее на фильмах категории B и комиксах, теперь стало полноценным игроком на рынке кинопроизводства. И от этого, как можно было подумать, кино не оскудело, а, наоборот, стало более ярким, пёстрым и контрастным.
Сами посудите, какие шедевры были сняты в этот период:
Скорсезе получил Золотую пальмовую ветвь за «Таксиста», но лучшие его фильмы(«Славные парни» и «Казино») сняты в 90-е.
Кэмерон задаёт тренд на компьютерную графику в 1991-ом «Судным днём».
Иствуд демифологизировал вестерны в 1992-ом, сняв «Непрощённого» и заодно заявив себя в качестве не только актёра, но и отличного режиссёра.
Спилберг прославился ещё на «Челюстях», но, за двадцать лет став более мудрым и творчески зрелым, лучший(величайший) «Список Шиндлера» создал в 1993 году.
Перу Земекиса принадлежит «Назад в будущее», но апофеоз всего и вся «Форрест Гамп» снят в 1994-ом.
Френк Дарабонт снял «Побег из Шоушенка», который до сих пор стоит на первом месте как в отечественных, так и зарубежных кино-топах. Тоже 1994.
Тарантино(кстати, ярчайший пример «гения-ретранслятора») взорвал всё на своём пути «Криминальным чтивом». Тоже 1994.
Главный тролль поп-культуры Кевин Смит снимает за копейки культовых «Клерков». Тоже 1994.
Джим Керри, как гениальный актёр-комик, заявил о себе в «Маске». Тоже 1994.
В 95-ом выходит «История игрушек» - первый 3D мультфильм в истории. Тогда же на арене появляется «Отчаянный» Родригеса и крутейшая «Схватка» Майкла Манна.
В 96-ом братья Коэн снимают «Фарго».
В 97-ом Кэмерон, начав делать шедевры ещё в 80-х, достигает своего режиссёрского пика в «Титанике». В этом же году свет увидел мой любимейший фильм «Достучаться до небес» и наш любимый «Брат» Балабанова.
В год моего рождения родилась и карьера Гая Ричи.
А конец десятилетия подарил нам «Матрицу» и «Бойцовский клуб».
И список офигенных фильмов 90-х можно растянуть почти до бесконечности, суть не поменяется. То, что происходило после и происходит сейчас - тоже неплохо: качество растёт, появляются новые гении, новые жанры, новые ХОРОШИЕ фильмы, но такой концентрации шедевров, что присутствовала в абсолютно каждый год три десятилетия назад, вряд ли удастся достичь. На данный момент это - наивысшая точка, пик всего кинематографа; по-настоящему культовое время и важнейший исторический период, за который нужно благодарить не только тех людей, что сняли эти крутые фильмы, но и предыдущие поколения, что заложили верный фундамент, направивший потомков в правильное русло.