Найти тему
ГодЛитературы

Мало заглянуть в себя. Уильям Голдинг

Оглавление

110 лет со дня рождения британского писателя, лауреата Нобелевской премии Уильяма Голдинга

Текст: Андрей Цунский

Мало заглянуть в себя.

Нужно иметь мужество сразу не зажмуриться. А уж честно рассказать, что ты там увидел, могут очень немногие. Смог британский писатель, лауреат Нобелевской премии Уильям Голдинг. Сегодня сто десять лет со дня его рождения.

Представьте себе:

Уильям Голдинг
Уильям Голдинг

Вы школьник, и к вам в класс приходит новый учитель литературы. Предмет знает прекрасно. Если говорит об «Илиаде» или «Одиссее» Гомера – то выдает цитаты на греческом. А еще – он вроде бы воевал. Его уважают и побаиваются другие учителя. И вот ваш класс идет в поход под его руководством. Далеко от других людей, на полянке в лесу, учитель, давно заметивший вражду между двумя соперничающими группами в вашем классе, предлагает прямо там, во время похода - выяснить отношения. Как? А как угодно. Хоть на палках.

Непедагогично?

Или вот еще - вообразите известного всему миру человека, этакого матерого селебрити, которого знают все. И вдруг в его дневнике обнаруживают такие слова:

«Я всегда понимал нацистов: я сам таков по натуре».

Ничего себе.

Или вот еще:

Уильям Голдинг в детстве и молодости (1940)
Уильям Голдинг в детстве и молодости (1940)

«Я думаю, глупо со стороны женщин претендовать на равенство с мужчинами. Женщины намного выше их, и так было всегда» - ой, как рады феминистки! но рано:

«Что бы вы ни дали женщине, она возвратит вам больше. Дадите ей сперму, она даст вам ребенка. Дадите ей дом, она устроит вам семейный очаг. Дадите продукты, она приготовит вам еду. Вы ей улыбнетесь, а она отдаст вам сердце. Она умножит и увеличит все, что ей дали.

Так что если вы ей нагадили в душу, приготовьтесь получить взамен тонну дерьма!»

Или вот еще – об элитном образовании: «обмотать бы Итон милей-другой проволоки, загрузить туда несколько сот тонн тринитротолуола с детонатором и на минуту почувствовать себя Иеговой».

В общем – оригинальный учитель этот Уильям Голдинг, правда?

Дом Голдингов в Мальборо
Дом Голдингов в Мальборо

За куда менее жесткие высказывания многих «селебритей» довели до слез и публичных извинений. Оставили без работы и перспектив. Засадили в тюрьму. А то и просто загнали в гроб. Сейчас это могут сделать за любопытствующий взгляд на женские ножки.

Голдинг ловко перехитрил активистов и активисток. Он умер сам, причем в относительно патриархальном и несложном на Западе в 1993 году.

Есть люди, биографии которых очень характерны для своего времени. Но если присмотреться - и увлечения у них какие-то общие, и ничего в них самих оригинального нет. Все как у всех.

-5

Мальчик

Ну вот, скажем, английский мальчик. Родился перед Первой мировой войной – в 1911 году, в селении Сент-Коламб Майнор в графстве Корнуолл. Сын деревенского учителя. Что может читать мальчишка в корнуолльской деревне? Свифта (путешествия Гулливера), Жюля Верна (пояснения не требуются), Эдгара Берроуза (Тарзан!) – и Эдгара Аллана По.

А рядом – замок Мальборо на реке Кеннет. Мало у кого история, ее тайны и ее мистика буквально стоят рядом с домом. Русские читатели могли бы ему позавидовать: наша история сохранила куда меньше памятников такого значения и возраста, а у многих наших городов и сел совсем короткая биография. Эх, новгородцы и псковитяне (в таком контексте уместнее исторически «старший» этнохороним), вам есть где предаваться мыслям о тысячелетней России.

А уилтширский замок Мальборо ведет историю с 1067 года и построен по приказу самого Вильгельма Завоевателя. Он был резиденцией королей, в 1110 году здесь провел пасху Генрих I. В год основания Москвы – 1147 – его занял четырнадцатилетний Генрих «Короткий Плащ» - будущий Генрих II. В 1186 году Ричард I подарил замок своему брату Джону. А с 1223 по 1224 год здесь будет томиться в заключении Прекрасная Дева Бретани – Элеанора, чье право на британский трон так сильно напугает короля Иоанна Безземельного и будущего короля Генриха III, который…

Между прочим, этот английский школьник был сыном учителя, и историю замка и его окрестностей знал наизусть, хотя на месте замка уже бывали и руины, и трактир с постоялым двором, и колледж.

А еще мальчик нередко бродил по старинному кладбищу и думал о людях, которые лежат в этой земле со времен куда более ранних, чем XI век. Тут ведь были еще доисторические захоронения.

Первая книга Голдинга была беспощадно истреблена автором
Первая книга Голдинга была беспощадно истреблена автором

Школьник

Ну сколько романтики! Какая прекрасная почва, чтобы дать разгуляться неукротимой фантазии! Папа юного Уильяма, однако, строго следил, чтобы в голову мальчику попадали и более земные, но зато и более практически ценные знания: математика, например. В десять лет он поступает с школу в городке Мальборо, причем под присмотр отца, который преподает там естественные науки. А мальчик уже все решил: он будет писателем! Ну кем же еще имеет смысл быть? Более того – писатель стоит чего-то тогда, когда произведение его подробно, точно, даже дотошно анализирует не только собственных героев, но общественно значимые исторические явления. А что может быть в Англии важнее, чем… тред-юнионы! И такая тема требует не просто романа, а саги, эпопеи, как у Золя «Ругон-Маккары» (хотя вряд ли школьнику разрешали читать эти уж слишком вольные для английской деревни книги) или «Человеческой комедии» Бальзака (вот это – ближе). План эпического профсоюзного произведения предполагал написание двенадцати томов, не тоньше чем у Генри Филдинга или Чарлза Диккенса, и были даже написаны первые слова:

Уильям Голдинг и его жена Энн Брукфилд
Уильям Голдинг и его жена Энн Брукфилд

«Я родился в герцогстве Корнуоллском 11 октября 1792 года; мои родители были богатыми, но честными людьми». Кроме даты рождения и имущественного статуса семьи – абсолютный реализм. Кстати, это «богатыми, но честными» прекрасно отражает и мечты, и эмпирический опыт. Семья была бедной.

Жаль, что у школьников так мало времени на литературную работу. Между прочим, я сейчас совершенно серьезен. Поручите талантливому ребенку вместо зубрежки написать роман, в котором главному герою потребуются биохимия, высшая математика и квантовая физика. И через год вы получите роман, а юный автор разберется в этих науках и потрясёт учителей глубиной своих знаний. Нет ничего, что могло бы остановить мальчишку в постижении тайн и наук… кроме рутины.

Впрочем, есть еще тайные страхи, одиночество, непонимание окружающих. Не у кого-то отдельного – у каждого. Или у вас все было хорошо? Вы ловко себя обманываете.

Студент

Как рад был его папа, когда Уильям поступил в Оксфордский университет! У нас о таком для сыновей мечтают жены высокопоставленных чиновников и олигархов. Хотя – почему же только мечтают?

Уильям Голдинг
Уильям Голдинг

Студент Голдинг основательно изучает латынь и греческий – нужно овладевать научной терминологией. Два года он посвящает химии, физике, биологии… - точнее, скучает, сидя над книгами по этим прекрасным наукам. С тоской глядит на старинные двери одной из лучших в мире библиотек. Вяло листает инкунабулы, которые иной мечтал бы просто подержать в руках. Все чаще вместо конспектов он пишет… Да. Возраст такой, ну вы понимаете. Американский литературный и кинокритик Бернард Дик описал тематику стихов Голдинга так: «о природе, безответной любви, зове морей и соблазнах рационализма». А один из студенческих друзей по Оксфорду (ну как же это приятно звучит!) – проникся. Он собирал стихи Уильяма, переписывал, наконец составил из них целый сборник и, желая сделать другу сюрприз, отослал его в издательство Macmillan.

В сборник вошли произведения под броскими названиями: «Non-Philosopher’s Song», «Песнь не-философа», которое назвали «сонетом о борьбе ума и сердца», «Mr. Pope» - «Мистер Папа Римский»… Нет, ни продолжения, ни цитат не будет. Сборник – библиографическая редкость. И сам автор приложил к тому немало усилий. Сейчас такой сборник без пары тысяч долларов купить не надейтесь. Да и тех не хватит. Сам же Голдинг получил по почте авторский экземпляр и чек на пять фунтов. Американский критик и филолог Бернард Олдси писал, что «эти произведения достаточно непримечательны, чтобы их автор пожелал им пропасть бесследно». Уже упомянутый критик и биограф Голдинга Бернард Дик охарактеризовал их подробнее: «литературно они не имеют большой ценности; но как документы, иллюстрирующие проблемы молодого Голдинга, они указывают на то, что он был занят двумя темами, каковые позже стали основными мотивами в его творчестве: разделенное общество и целеустремленный рационализм». В том же году Голдинг получил диплом. В восторженных биографиях пишут «с отличием по литературе». Беспристрастные авторы указывают точно «Диплом второй степени». У нас это был бы диплом троечника.

В Оксфорде его часто дразнили аббревиатурами: N.T.S., что означает not top shelf, то есть, не высший сорт. Еще обиднее было N.Q. - Not quite – «не совсем». Не совсем приличный, не совсем умный, не совсем джентльмен. А вам бы не захотелось обмотать здание, где учат относиться к другим таким образом, парой километров колючки, впихать туда тонну тротила и почувствовать себя… да ладно.

Полностью материал можно прочитать здесь.

#уильям голдинг #литература #в этот день родились #зарубежная литература #классическая литература #история