Друзья, сегодня мы поговорим с вами о том, на что ориентироваться, открывая или развивая бизнес в сфере гостеприимства. Абстрактные, неизвестно откуда взятые «тренды», придуманные маркетологами, брать не будем. А что возьмем?
→ Только реальные цифры и данные отчетов (о том, что приносит прибыль владельцам уже действующих бизнесов).
→ Информацию, которой делились наши коллеги в рамках круглых столов и лекториев на фестивале Gastreet 2021.
→ Данные Товарищества рестораторов UnoDosTres.
У нас будет только проверенная информация, которой можно доверять. А в конце статьи вы узнаете, что ждет сферу HoReCa через 5 лет – готовиться к этому нужно уже сейчас. Если, конечно, есть желание оставаться на плаву и дальше.
Итак, поехали!
Тенденции, которые помогают зарабатывать
① Без доставки успешно конкурировать и быстро выходить на окупаемость не получается. Это касается не только пиццерий, фаст-фуда и суши-баров. На вынос стали заказывать даже сложные ресторанные блюда – это следствие пандемии. Сравните: сегмент доставки вырос на 35% с 2014 по 2019 годы, и на 23% за последний год.
② В России выросло количество фудтраков и скорость их окупаемости. О том, что нужно, чтобы запустить такой бизнес, мы недавно писали здесь.
③ Самые успешные игроки открывают «фабрики-кухни». Наряду с высококлассной командой, работающей «на зал», набирают коллектив профессионалов, выпускающих потоковые блюда для корпоративных контрактов. Это позволяет занимать рынок готовой еды – обеды в офисы, кейтеринг, упакованные блюда в дорогих магазинах. Последнее – самый перспективный сегмент. От такой коллаборации выигрывают все: покупатели, получившие возможность покупать ресторанную еду в супермаркетах, и магазин, который конкурирует за счет нового предложения.
④ У отельеров выстрелили туры выходного дня. В последний год выиграли те, кто предлагал не просто номер, а программы на уикенд с экскурсиями, spa-процедурами, отдыхом у бассейна и тренажерным залом. Гибрид отеля с санаторием – один из самых перспективных форматов уже сейчас, и количество таких запусков в будущем будет расти.
⑤ «Социальное прослушивание» становится трендом современного гостиничного бизнеса. Нанимаются специальные люди, чтобы регулярно мониторить все упоминания отеля/сети в Интернете, и внедрять результаты обратной связи в работу, улучшая ее.
⑥ В регионах стали выигрывать отели, которые устраивают фестивали, модные показы, шоурумы и мероприятия на своей базе. Это привлекает гостей из других городов, помогает заполнить номерной фонд и дополнительно зарабатывать на аренде конференц-залов. Одновременно с этим у постояльцев появляется дополнительный досуг, если вход на мероприятия открытый.
Тренды, которые сегодня помогают превращать клиентов в постоянных
→ Ориентир на миллениалов и поколение Z. По сравнению с людьми другой возрастной группы в их бюджете самый большой процент затрат на покупку готовой еды, доставку, а также на краткосрочные поездки по стране (с арендой номеров в гостинице). Это цифровое поколение, с которым хорошо работать через автоворонки продаж в соцсетях. Это решение пришло в ресторанный и отельный бизнес из сферы онлайн-обучения. Смысл в том, чтобы собрать в группу лояльную аудиторию и оцифровать всю коммуникацию с ней (триггерные рассылки, система лояльности, отзывы и живое общение).
→ Отсюда же вытекает возросшая ценность «базы данных» гостей. На ее основе выстраивается персонализированный маркетинг. К примеру, зная, что человек ходит к вам раз в 2-3 месяца, игроки стимулируют приходить чаще, предлагая программы бонусов, вводя элементы геймификации (игры).
→ Если кормить гостей не только вкусными блюдами, но и эмоциями, они возвращаются в 5 раз чаще! Эмоциональную привязку сегодня обеспечивает уже не музыка и ведущий, а что-то более оригинальное. Из проверенных кейсов: стенд-ап, кулинарные шоу, открытая кухня (гости видят процесс приготовления), сюрпризы в номерах отелей, услуга «шеф-повар в номер» и др.
Тренды, которые НЕ прижились
· Чат-боты для заказа столиков и бронирования номеров показывают себя слабо.
· Планшеты с меню на столиках в ресторанах. Оставаясь в зале, люди рассчитывают на обратную связь с человеком.
· Уведомления на телефон о том, что подходит дата брони столика. В США система управления очередью востребована, а у нас пока еще мало мест, куда запись расписана на несколько недель.
Что дальше?
Ну и под занавес расскажем, к чему придет сфера гостеприимства к концу ближайшей пятилетки по мнению экспертов.
► Роботы-официанты.
► Телефоны вместо ключей и пластиковых карт для входа в номер отеля.
► Интеграция онлайн-приложений ресторанов и цифрового меню автомобилей. Уже сейчас есть сервисы, позволяющие гостям делать и получать заказы, не выходя из машины. В ближайшую пятилетку они могут стать повсеместными.
► Меню по QR-коду на столах и такая же схема знакомства с номерами в отелях. Гость сканирует код, и на его смартфоне отображается вся нужная информация. Оплата также проходит через телефон.
► Цифровые помощники, которые ищут подходящий номер в отеле с описанием подробностей. Ориентир делается на голосовой поиск.
Подчеркнем, что это не выдержки из книг писателей-фантастов. Это данные анализа, которые провели два весьма уважаемых в России игрока – Профессиональный Ресторанный Альянс и HURMA Group of Companies. Можно привести примеры десятков бизнесов, где эти разработки уже реализованы. Завтра они будут повсеместными, как сегодня киоски самообслуживания.
***
Ну а пока, не забывайте подписываться на наш канал, чтобы оставаться в курсе всех трендов.
И, конечно, ждем ваших комментариев – пишите, на какую тему вам было бы интересно прочитать следующие материалы.