Это сражение - еще один пример героизма русских воинов, когда они подобно тремстам спартанцам останавливали превосходящие силы противника, срывая тем самым все его планы. Произошло это событие во время Русско - Литовской войны 1512−1522 годов.
Предыстория. Десятилетняя русско-литовская война к 1517 году была в самом разгаре. Война шла с переменным успехом. В 1514 году русские войска овладели Смоленском, а литовцы добились в свою очередь победы в полевой битве под Оршей. 1515−1516 годы прошли в мелких стычках на театре военных действий и активной дипломатической борьбе в поисках союзников. В новом 1517 году Литва во что бы то ни стало решила склонить чашу весов в свою пользу. Несмотря на нехватку средств, король Сигизмунд I все же решился на большой поход на Псков. Направление это было выбрано не случайно - там отсутствовали крупные силы русской армии. Основной целью похода было взятие Пскова и склонение Русского государства к миру на выгодных для Великого княжества Литовского и Польского королевства условиях. Во главе десятитысячного польско-литовского войска был поставлен Константин Иванович Острожский - опытный полководец. Его войска были усиленны наемниками, войско имело мощную осадную артиллерию. Но на пути польско-литовской армии неожиданно встала маленькая русская крепость Опочка.
Осада Опочки. Крепость Опочка, стоявшая на реке Великой, была возведена псковичами в 1414 году как форпоста для защиты от литовских и ливонских набегов. Крепость на момент событий уже имела славную историю. В 1426 году она впервые подверглась нападению и выдержала осаду литовских войск Витовта, а годом позже устояла перед вторжением ливонцев. Сама же крепость была довольно скромной. Стены состояли из двух частоколов, пространство между которыми было засыпано землей. На наиболее угрожаемых участках были построены три глухие башни без ворот. Но неприступной крепость сделала сама природа - она находилась на острове и для ее штурма противник должен был под огнем защитников крепости как то преодолеть водную преграду. Кроме того, расположение крепости не позволяло артиллерии тех лет достаточно эффективно её обстреливать.
Постоянный гарнизон крепости состоял всего из нескольких десятков человек. Однако медленное продвижение армии нападавших дало защитникам возможность усилить гарнизон за счет местных жителей. Но он все равно не превышал 150 человек. Командовал обороной крепости воевода Василий Салтыков.
20 сентября 1517 года литовские войска подошли к крепости и начали осаду. Наиболее уязвимой, как это хорошо видно на карте выше, крепость была для атаки с восточной и северной стороны, где водная преграда была более узкой. Напротив восточной стены были установлены артиллерийские орудия литовцев, но их огонь все равно оказался малоэффективен. Через две недели безуспешных попыток артиллерией нанести серьезный урон стенам крепости 6 октября литовцы пошли на штурм. Первыми переправу к крепости осуществил отряд чешских наемников. И тут же оказался под орудийным огнем, а также камнями и бревнами, которые посыпались сверху. Штурм провалился, чешские наемники понеся большие потери убрались восвояси. Как гласит Псковская летопись:
"и побиша многое множество людей королева войска… и воеводу их болшого Лядской рати Сокола убиша и знамя его взяша"
Тем временем действия летучих отрядов русской полевой армии Александра Ростовского не давали польско-литовской армии продолжать осаду. Александр Ростовский постоянно тревожил литовскую армию, уничтожая отдельные отряды противника и подкрепления, следовавшие в лагерь Острожского. А в случае подхода дополнительных сил русских над литовской армией нависала угроза оказаться в окружении у стен Опочки. Через некоторое время к Опочке подошли отряды князей Фёдора Оболенского-Телепнева и Ивана Ляцкого, которым удалось разбить идущее к Острожскому подкрепление из 4 тысяч человек. Время тоже работало против осаждавших. Уже приближалась зима. В итоге 18 октября Константин Острожский принял решение снять осаду и начать отход. Так, благодаря сопротивлению маленькой крепости, был сорван масштабный и единственный литовский поход вглубь России за все время войны.
Последствия. Узнав о неудаче, король Сигизмунд назвал Опочку "Бесовой деревней". Неудачный поход истощил финансовые возможности Литовского государства и свел на нет его попытки изменить ход войны. В то же время, Русское государство по-прежнему сохраняло способность совершать крупномасштабные вторжения на литовскую территорию.