На кухне салона бизнес класса, прямо за дверью в пилотскую кабину сидели Инга и Анна, которых оставили дежурить. Бригадир пошла отдохнуть, а Николай старший бортпроводник экономического салона, когда выходил из пилотской дал команду через каждые пятнадцать минут заходить в пилотскую проведывать пилотов и пошёл в эконом.
Ночью самое тяжкое - это ничего не делать. Как бы ни было сложно физически обеспечивать питание пассажиров тем более ночью, но тут такое дело - побегала по салону, отдышалась, глядишь и час прошёл за суетой. А сейчас девчонки сидели глядя на часы уже целую вечность с того момента, как Николай вышел от пилотов, а прошло только одиннадцать минут. Цифры на телефоне, обозначающие секунды похоже спали, и изредка, просыпаясь меняли друг друга с интервалом в полчаса-час. Анна вдохнула кофейный аромат, исходивший от чашки, в которую Инга уже давно налила кофе из кофемейкера и сказала:
- Остыл твой кофе.
Инга поднялась, вылила напиток и заварила новый.
- Лучшее средство от засыпания для меня - это запах кофе, - пояснила она, -А от самого напитка через время засыпаю, аки младенец.
Анна посмотрела на часы.
- Тебе через две минуты лётчиков проведывать, - напомнила она коллеге.
- А почему это мне? - удивилась Инга, вдыхавшая свежий кофейный аромат из чашки.
- Потому что лётчики, когда ты зайдёшь на твои коленки посмотрят, потом проводят взглядом, когда будешь выходить и сразу сон у них пройдёт на час-другой, -пояснила Анна.
- Ой, -хихикнула Инга, -Кто бы прибеднялся? Вон у тебя нога какая красивая. Если бы я мужиком была или девушек предпочитала, я бы на тебя точно глаз положила.
И девушки засмеялись.
- Скажешь тоже, - отсмеявшись, сказала Анна, - Ты вон какая красивая.
- Как говорилось в одним кино: у каждого свои недостатки, - ответила ей коллега, потом, посмотрев на часы, - Хорош лясы точить. Уже минуту просрочили. Вперёд в кабину, - и когда Анна встала, добавила смеясь, - И не забываем коленками светить.
Анна тоже, улыбаясь набрала код и после нажатия кнопки со знаком решётка последовал звук вызова, за которым обычно сразу раздавался щелчок, обозначающий открытие электронного замка двери пилотской кабины. Но ожидаемого щелчка не последовало.
По прошествии секунд десяти, которые казались целой вечностью, Анна отбила вызов и села на место:
- Заняты, наверное. Вызов слышали, сами позовут, когда освободятся.
Но ещё через минуту ответа из кабины пилотов не было. Анна набрала по внутренней связи экономический салон. Ожидаемо ответил Николай.
- У нас пилоты не отвечают, - сказала Анна и ещё раз набрала код. Сигнал опять зазвучал за бронированной дверью и продолжался долгие сорок пять секунд прежде чем раздался щелчок автоматического открытия замка двери. Анна не решалась открывать дверь. В это время на плечо легла рука Николая:
- Сядь я сам, - сказал он и вошёл в кабину.
Впрочем ненадолго. Уже через мгновение он оказался на пороге и бросил Анне:
- Зови Галину.
Та уже сама входила на кухню.
- Что случилось? - спросила она.
- «Pilot incapacitation», -назвал он ситуацию, как она был обозначена в руководстве по лётной эксплуатации и обозначала потерю работоспособности члена лётного экипажа.
- Кто? -спросила Галина, уже предполагая худшее.
- Да, - ответил Николай, подтверждая её опасения.
Галина быстро вернулась в салон. Все спали, только над двумя местами в пятом ряду горели лампы индивидуального освещения.
- Что расселся? - обратилась она к Палычу, который ей приветливо улыбнулся, - Пойдём со мной, есть дело.
Сергей хотел озвучить любимую шутку из мультфильма, про то, что он не хочет есть дело, а хочет есть крем-брюле, но вид старшего бортпроводника говорил, что сейчас не до шуток. И он быстро встал и пошёл на кухню. Светлана удивлённо наблюдала за происходящим, и совсем не удивилась, когда Галина и ей очень категорично хоть и тихо сказала:
- Что сидим? Всем есть работа.
Когда Палыч зашёл на кухню, Николай и Инга выносили туда из пилотской капитана. Лицо его было в крови. Палыч хотел помочь, но Николай резко сказал:
- Сами справимся, ты за баранку давай.
В кабине Палыч увидел лежащего животом на кресле второго пилота, как будто тот искал что-то на полу под креслом. Оценив ситуацию он быстро занял место капитана. Подтянул кресло в удобное положение, проверив положение педалей и подлокотников. Затем быстро пристегнул ремни безопасности. И только после этого вспомнил, что срок действия его свидетельства пилота закончился четыре недели назад, когда он не пошёл на медкомиссию, а пошёл в отпуск. Вспомнил и сразу же забыл. Иных вариантов действий и него не было.
В это время вернулся Николай уже с Галиной, чтобы забрать второго пилота.
- Как Андрюха? - спросил Палыч про капитана.
- Ты давай своим делом занимайся. Андрюха уже в надёжных руках твоей подруги, -резко ответила бригадир.
Палыч осмотрел приборную панель, пролистал монитор бортового компьютера и обращаясь к Николаю, который сел на место второго пилота, попросил подать папку с документами. Потом посмотрел на приготовленные Константином данные по аэродромам и проанализировал какой из них где находится.
После этого вышел на связь с диспетчером, который какое-то время, очевидно осипший от многократного повторения угроз, молчал.
- Борт ноль один один два, декларирую аварийную ситуацию. Потеря работоспособности капитаном. Взял на себя управление. Кузнецов Сергей Павлович, лицензия линейного пилота РФ номер 004079.
В этот момент диспетчер моментально возобновил свою активность. Он доложил, что информацию принял, спросил, какая нужна помощь и зачитал старый текст в надежде, что новый капитан будет сговорчивей.
Палыч, выслушав сообщение, ответил, что будут следовать до ближайшего пригодного аэродрома, а таковыми на этот момент являются Пулково и Хельсинки. И попросил не беспокоить.
И уже войдя в контур управления решил связаться с компанией и перешёл на спутниковый канал связи. Николай, увидев это, предложил сделать вызов. И после двух гудков в трубке вместо голоса дежурного начальника смены он услышал голос генерального директора, доложил:
- Потеря работоспособности всеми членами летного экипажа. Принял управление самолётом. Капитан Кузнецов.
После короткой паузы в наушниках раздалось:
- Палыч, а ты там, каким образом?
- Выходит, самым счастливым, образом, Игорёк. Если не считать, что командир и второй без сознания с признаками отравления.
Через время опять вернулся Николай.
- Пилотами занимается доктор. Если тебе что-то нужно, говори.
- Пусть кто-то будет в кабине, - сказал Палыч, - Может нужно будет что падать или кого позвать. Да и вообще чтобы я не заснул.
- Ну, это само собой, - ответил Николай и взгляд его остановился на ручке, которая лежала со стороны второго пилота на пьедестале разделяющем кресла пилотов.
Он внимательно осмотрел её. Потом осторожно раскрутил ручку и увидел на месте, где должен быть стержень пустую пластиковую ампулу. Тогда он также осторожно закрутил её, вытер и положил в карман.
- Сейчас кого-то пришлю, - сказал Николай выходя из кабины пилотов.
Буквально сразу после его выхода в кабину вошла Анна и села на место наблюдателя.
- Меня зовут Анна, - представилась она.
- Меня зовут…, - начал Палыч.
- Палыч, - перебила проводница, - Я с вами несколько раз летала разворотными рейсами. Но работала в экономе, вот вы меня и не помните.
— Вот и хорошо. Садись Аня на место второго пилота.
Анна испугано посмотрела на командира.
- А я летать не умею, - сказала она, объясняя свой испуг.
Палыч, хотел пошутить, что он тоже не умеет, но, оценив ужас в глазах молоденькой проводницы, решил, что лучше так не делать.
- А читать по-английски умеешь?
- Upper intermediate, - похвасталась девушка.
- Отлично, - похвалил Палыч и когда она села на место второго пилота дал ей палетку контрольной карты, - Разбирайся пока. Что непонятно вместе уточним. На снижении и заходе на посадку от тебя потребуется чётко зачитывать написанное. Справишься?
Анна утвердительно кивнула и, шевеля губами, стала перечитывать непонятный текст.