Найти тему
Прекрасное Далёко

Надо ли учится изобразительной грамоте начинающему авангардисту.

Кажется, ответ всем ясен. Конечно, нужно. И все-таки существует некоторое непонимание в этом простом вопросе. О необходимости обучения изобразительной грамоте сказано и написано немало. Откуда же возникает пренебрежение и игнорирование элементарной учебы? Отчего существует и тиражируется мнение, что рисовать просто? Взял и нарисовал.

Фото автора. Тяглова Н.В. "Диалог"
Фото автора. Тяглова Н.В. "Диалог"

В последнее время социальные сети заполнены объявлениями, где за три дня, максимум неделю обещают научить писать авангардные или интерьерные вещи, портреты и картины. Возьми краски, карандаш, посмотри курс в несколько уроков, и ты уже художник. Особенно если рисуем авангардные работы. Просто ведь, делов то.

Набор приемов, заученных техник и стереотипных срисованных сюжетов. Я не против всего этого, я против того, что людей сознательно вводят в заблуждение. Они не научатся рисовать и не станут художником за три урока. И такая работа будет интересна только им самим. Как хобби это замечательно и очень полезно, но позиционировать себя сразу художником, конечно, не стоит.

Балерина, танцор или певец, даже имея прекрасные данные от природы, должны начать с азов и пройти хорошую школу, освоить все техники, совершенствовать их до виртуозного исполнения. И это не все: все время необходимо сохранять свою форму, тренируясь изо дня в день.

Так же с изобразительным искусством. Учится ли будущий художник самостоятельно или получает профессиональное обучение в учебном заведении, он начинает с азов, постепенно познавая всю грамоту об изобразительном искусстве, переходит от простого к сложному.

Фото автора. Тяглова Н.В. "Натюрморт с кактусом".
Фото автора. Тяглова Н.В. "Натюрморт с кактусом".

В какой бы манере в дальнейшем не работал художник: реализме или авангардизме, почти безошибочно можно отличить человека, учившегося изобразительной грамоте и не учившегося. Работы говорят сами за себя. Только наивный человек уверен, что, не зная элементарного, он создаст шедевр.

Художник должен, прежде всего, научится видеть: интересный сюжет, неординарное решение, пропорции и объем, положение в пространстве, цветовые отношения и колорит, выразительность и точность композиции.

Авангард, даже, казалось бы, самый простой, из кубиков и линий подчиняется и строится на основе всех тех же законов изобразительного искусства. Это только другой стиль, решенный по таким же принципам, что и реализм. В любой авангардной вещи есть и композиция, и колорит, и выразительная пусть не реалистичная форма. Там где этого нет, нет и искусства, нет и авангарда.

Любое искусство существует и двигается вперед только на основе всего опыта мирового изобразительного искусства. Художник должен знать достижения своих предшественников, тенденции развития мировой культуры, творчество мастеров прошлого. Без знаний истории искусства невозможно создать ничего стоящего.

Художник - это человек не только умеющий хорошо рисовать, писать. Это человек, которому есть что сказать зрителям. Есть чувства и эмоции, которые он хотел бы выразить. Он и пишет свои картины, чтобы что-то донести людям.

Сам процесс освоения изобразительной грамоты очень долгий, можно учиться всю жизнь. Но дорогу осилит идущий. И часто студенты уже способны создать настоящие произведения искусства. Художники самоучки тоже могут сделать красивые вещи. Но везде есть ключевой момент: они все учатся изобразительной грамоте.

Наскоком, за три дня невозможно сделать ничего путного. И только учась можно достичь высот в изобразительном искусстве, стать художником. В принципе, как и в любом деле. Профессионалом за три дня не станешь.

Так что хочется вспомнить замечательный лозунг, который не потерял актуальности и сейчас: «Учится, учится и еще раз учится». И даже мастера живописи учатся всю свою жизнь, стараясь достичь совершенства.

Надеюсь, моя статья будет вам интересна. С удовольствием отвечу на все ваши комментарии и отзывы.