Найти тему

Анализ причин, побудивших Имама Хасана к заключению перемирия с вероотступником Муавией. Разбор источников

Анализ причин, побудивших Имама Хасана к заключению перемирия с Муавией. Разбор источников
Анализ причин, побудивших Имама Хасана к заключению перемирия с Муавией. Разбор источников

Причины, побудившие Имама Хасана к заключению перемирия с Муавией

- Внешняя политика

- Отсутствие отклика со стороны людей

- Неравенство в численности армий

Как описывают перемирие различные источники

- «История» Йакуби

- «История» Табари

- «История» Ибн Асира (аль-Камиль)

- «Толкование «Нахджу'ул Балага» Ибн Аби'л-Хадида

- Книга «аль-Иршад»шейха Муфида

ПРИЧИНЫ, ПОБУДИВШИЕ ИМАМА ХАСАНА К ЗАКЛЮЧЕНИЮ ПЕРЕМИРИЯ

1. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА

Если рассматривать вопрос с точки зрения внешней политики того времени, то мы увидим следующее:

«Когда весть о том, что армии имама Хасана и Муавии выстроились на поле битвы, дошла до лидеров Восточной Римской империи, то они посчитали, что настал удобный момент для решения своих задач. По этой причине они выступили с большой армией для того, чтобы отомстить мусульманам и напасть на мусульманские земли. И мог ли кто-то подобный имаму Хасану, на которого была возложена обязанность защищать основы Ислама, поступить иначе, чем, как принять предложение о перемирии и отвести от мира Ислама эту большую беду? Несмотря даже на осуждение со стороны его недальновидных близких друзей и психологическое давление»[1].

Историк Йакуби по этой теме пишет следующее:

«После того, как Муавия заключил перемирие с имамом Хасаном, он узнал, что из Византии движется большая и хорошо подготовленная армия византийского императора, чтобы напасть на земли Ислама. Муавия не обладал достаточными силами, чтобы противостоять этой огромной армии,и поэтому заключил мир с ними и согласился выплатить Восточной Римской империи 100 тысяч динаров»[2].

2. ОТСУТСТВИЕ ОТКЛИКА СО СТОРОНЫ ЛЮДЕЙ

Как мы рассказывали выше, армия Хасана и люди, которые уверяли, что поддерживают его, в действительности в своем большинстве были одержимы властью и положением, были ненадежными и изменниками (если вспомнить, что даже сын его дяди Убайдуллах предал имама Хасана, то мы еще больше убеждаемся в этой истине).

С другой стороны, люди стали стремиться к удобству и среди них распространилась небрежность в вопросе джихада. Жители Ирака и ранее, во времена халифата Али, проявили такую же небрежность. Махди Шамсуддин о том периоде оставил следующее описание:

«...жители Ирака стали придумывать различные причины, пожертвовав завтрашнее сегодняшнему. Они под самыми различными нелепыми предлогами отказывались воевать с группами сирийцами, которые стали по ночам организовывать набеги на границы Ирака, Йемена и Хиджаза. Этим они показывали, привыкли к удовольствиям и устали от войны... И признаком этого, стало проявление ими лени, когда Али вновь позвал на битву при Сиффине»[3].

Достопочтенный Али в своей проповеди следующим образом пожаловался на этих людей: «... не послушав наш приказ, вы навредили нашему делу. Дошло до того, что курейшиты стали говорить: "Сын Абу Талиба славный воин, но он не умеет воевать». Это при том, что найдете ли вы человека более сведущего в войне, чем я?»[4].

Али в свои последние дни постоянно делал следующую молитву: «О, Аллах, я пресытился ими, а они пресытились мной. Я устал от них, они же устали от меня. Спаси меня от них, а их спаси от меня». Затем он взялся руками за бороду и сказал: «Что удерживает нечестивца из вашего числа, чтобы окрасить ее кровью?»[5].

Достопочтенны Хасан также ощутил равнодушие этих людей на себе и лично стал свидетелем тягот, которые пережил Али.

Хасан рассказывает следующее:

«Али мне сказал: «Я этой ночью во сне видел Посланника Аллаха. Я спросил у него: «О, Посланник Аллаха, отчего эти тяготы и вражда, которую я испытываю от твоей общины?». Он мне приказал: «Пошли им проклятия». Я же сказал: «О, Аллах, пошли мне более достойного, а их уделом пусть станет худший, чем я».

Хасан продолжил свой рассказ: «Он вышел из дома и немного погодя на него напали»[6].

Те же самые люди после мученической смерти имама Али подобную же небрежность проявили и по отношению к Хасану, к которому перешел халифат.

(Еще раз напомним, что только часть из армии, собранной Али для похода в Сирию, заняла место в рядах войска имама Хасана. И эта группа пребывала в небрежности).

С другой стороны, как становится ясно из представленной нами информации, армия Хасана не имела единодушного мнения и духовного единства, каждый имел свою точку зрения и руководствовался своим намерением. Становится ясно, что выйдя на войну с таком армией, имам Хасан не мог одержать победу.

Для того, чтобы понять в каком положении Хасан находился в среде этих людей, нужно вспомнить еще одно событие.

Некоторые историки пишут следующее: «Одна групп приближенных окружила его и никому не давала приблизиться к нему».

В другом историческом источнике говорится следующее: «...его окружение перешло к действию и старалось отдалить от него людей»[7].

Хасан не чувствовал себя в безопасности среди своих воинов и тех, кто присягнул ему. Таким образом, как он мог подавить смуту, которую сеял Муавия и сирийцы?

3. НЕРАВЕНСТВО В ЧИСЛЕННОСТИ АРМИЙ

Если говорить о численности войск, то армия Имама сильно уступала в числе воинов армии Муавии. Как мы говорили выше, если численность армии Хасана была в районе 20 тысяч, то в армии Муавии было 60 тысяч воинов. То есть Хасан обладал силами, равными одной третьей от всей армии Муавии (И как мы говорили уже, в этой одной третьей были самые различные группы. То есть имам Хасан не мог полностью доверять даже этому немногочисленному войску). 524

Кроме того, из Мескина на сторону Муавии перебежал Убайдуллах, что привело к тому, что ряды Имама поредели еще на 8 тысяч человек и неравенство сил стало еще больше.

Эта разница сил показывает, что не было ресурсов для того, чтобы подавить сирийскую смуту. И это положение было одной из главных причин, которая побудила имама Хасана к заключению мира. Между двух армий не произошло даже малейшей стычки. И это историческая правда.

Хотя одна группа историков и утверждает, что в Мескине между армиями все-таки были некоторые стычки, у них нет достоверных доказательств и надежных источников на этот счет.

Как итог имам Хасан принял решение заключить мир. И он претворил это решение, не пролив ни капли крови мусульман.

В исторических источниках сообщается следующее: «Хасан стал халифом. И во время его правления не пролилась ни капли крови». Некоторые передатчики даже посчитали нужным дважды поклясться тому, что это было так[8].

Оценивая итоги мира между Хасаном и Муавией необходимо хорошо представлять, каким характером, мировоззрением и взглядом на мир обладал имам.

Ибн Касир об этом сложном периоде пишет следующее: «Он (имам Хасан) в этих сложных условиях предстал настоящим Имамом, обладающим сильным характером. Его душа не чувствовала даже малейшее расстройство и его совесть не переживали раскаяние и дискомфорт. При любых изменениях он проявлял довольство и всегда улыбался»[9].

КАК ОПИСЫВАЮТ ПЕРЕМИРИЕ РАЗЛИЧНЫЕ ИСТОЧНИКИ

Сейчас давайте рассмотрим, как различные источники описывают перемирие, заключенное Хасаном и Муавией.

«ИСТОРИЯ» ЙАКУБИ

«Муавия в тайне отправил своих людей в армию имама Хасана (мир ему), которые стали распространять слухи о том, что Кайс бин Са'д заключил мир с Муавией и присоединился к нему.

С другой стороны, после побега Убайдуллаха бин Аббаса, он отправил людей в армию, которую возглавил Кайс бин Са'д, и стал сеять слухи о том, что имам дал согласие и заключил мир. Тогда он отправил Мугиру бин Шуба, Абдуллаха бин Куриза и Абдуррахмана бин Умму'л-Хакама к имаму Хасану (мир ему), штаб которого находился в городе Мадаин. Когда они вышли от имама Хасана (мир ему), то между собой стали говорить громко, чтобы слышали другие люди: «Аллах руками сына Пророка воспрепятствовал кровопролитию и потушил огонь смуты. Он принял предложение о мире». Когда воины услышали эти слова, армия была потрясена, и никто не сомневался в правдивости этих слов.

Поэтому воины восстали против имама Хасана (мир ему) и разграбили его шатер. Имам вскочил на коня и направился в сторону Музлам-и Сабат. В это время в засаде находился Джаррах бин Синан аль-Асади, он выстрел из лука и стрела попала в ногу имама.

Имам (мир ему) схватил за бороду Джарраха и провернул его голову, что сломал ему шею. Имама Хасана (мир ему) доставили в Мадаин, он потерял много крови, состояние раны ухудшилось. Люди покинули его, оставив в одиночестве. Ирак перешел под управление Муавии, в это время имам Хасан лежал в тяжелом состоянии, у него не осталось сил для сопротивления. Поэтому увидев, что люди оставили его в одиночестве, он принял предложение Муавии о мире...»

«ИСТОРИЯ» ТАБАРИ

«После того, как люди признали имама Хасана (мир ему) халифом, имам вывел людей из Куфы и привел их в Мадаин и вперед он отправил передовой отряд из 12 тысяч человек под командованием Кайса бин Са'да. Муавия выступил во главе сирийцев и добрался до местности Маскин.

Пока имам находился в Мадаине, кто-то из его войска громко закричал: «Кайс бин Са'д убит! Бегите!». Люди, услышав это, бросились бежать и разграбили шатер имама. Они даже отобрали ковер, который он стелил под ноги. Имам (мир ему) покинул лагерь и поселился в белом маленьком доме, окруженном стенами, находившийся внутри города Мадаин.

Мухтар бин Абу Убайда обратился к представителю Мадаина, своему дяде Са'ду бин Мас'уду со словами: «Ты хочешь получить богатства и почет?».

«Где и как?», - спросил он в ответ. Мухтар сказал: «Поймай Хасана и передай Муавии, и все это ты получишь». Са'д ему в ответ сказал: «Да проклянет тебя Аллах! То есть я должен воевать с сыном дочери Посланника Аллаха и связав ему руки и ноги, отдать! Какой же ты неблагодарный человек!».

Имам Хасан (мир ему), увидев, что его постигла неудача, отправил человека для заключения мира с Муавией. Муавия же отправил в Мадаин к имаму Хасану Абдуллаха бин Амира и Абдуррахмана бин Самура бин Хабиба бин Абду Шамса. Они заключили перемирие, приняв условия Имама».

«ИСТОРИЯ» ИБН АСИРА (АЛЬ-КАМИЛЬ)

«Когда Хасан (мир ему) прибыл в Мадаин, то кто-то из рядов его войск закричал: «О, община! Кайс бин Са'д убит, бегите!». Как только люди услышали эти слова, они бросились в рассыпную и занялись грабежом имущества имама...» Далее он приводит те же слова, что и у Табари и продолжает: «...Некоторые объясняют следующими причинами то, что Хасан передал дела Муавии: Муавия вел переписку с имамом Хасаном, чтобы тот передал ему халифат (именно так). В этот момент имам Хасан (мир ему) выступил с проповедью перед людьми. Сначала в своей проповеди он произнес слова благодарности и восхваления Аллаха, затем продолжил: «Клянусь Аллахом, я ни капли не сомневался и не раскаивался в отстаивания своего права перед сирийцами, но мы воевали с ними с помощью единства, объединения и терпения. Сейчас же вместо единства, объединения у нас вражда, вместо терпения нетерпимость и нас окружила смута. Вы, идя на битву при Сиффине, предпочли этот мир вместо религии, однако сейчас вы пребывает в мирском, представ перед вашей религией. Сейчас мы между выбором двух вещей, двух жертв: между оплакиваемым вами Сиффином и Нахреваном, за который вы хотите отомстить.

Те же, кто отказался от этого выбора, это неблагодарные, не сдержавшие своих клятв, а плачущие идут вслед за смутой. Знайте, что Муавия призывает нас к делам бесчестным и бессовестным. Если вы готовы умереть, то давайте заставим его проглотить его слова и выведем его на суд Аллаха в тени мечей. Но если же вы придерживаетесь малодушия, то давайте примем его предложение, пусть ваши души успокоятся...». Люди со всех сторон стали кричать: «Отсрочка, отсрочка! Прими предложение о мире!».

(Эти события ясно показывают, какие настроения господствовали среди людей. Люди бросают в одиночестве внука Пророка, которому присягнули без каких-либо условий и требуют заключить мир).

«ТОЛКОВАНИЕ «НАХДЖУ'УЛ БАЛАГА» ИБН АБИ'Л-ХАДИДА

Автор, рассказывая о событиях со ссылкой на Мадаини, пишет следующее: «Имам Хасан (мир ему) вместе с Абдуллахом бин Аббасом (именно таким образом перебирается), а Кайса бин Са'да бин Убада вместе с передовым отрядом численностью в 12 тысяч человек отправляет в Сирию, а сам же покидает Куфу, чтобы перебраться в Мадаин. Они ранили его в местечке Сабат, украли все его имущество и имам прибыл в Мадаин уже раненным.

Когда Муавия узнал об этом, он распространил везде своих людей, в это время многие представители знати и влиятельных семей из числа сподвижников Хасана, входившие в отряд Абдуллаха бин Аббаса, присоединились к Муавии. Когда Абдуллах бин Аббас написал о положении дел Хасану (мир ему), то последний выступил с осуждающей и критической речью: «Вы так противодействовали моему отцу, что, не желая того, он был вынужден был согласится на суд Корана. После этих событий он позвал вас на войну с сирийцами, вы также не приняли это и таким образом он вернулся к Аллаху. Затем вы присягнули мне с условием, что будете друзьями моих друзей, врагами моих врагов. Сейчас же я говорю, что ваши предводители нашли убежище у Муавии и сговорились с ним. Этого мне достаточно, чтобы увидеть ваше истинное лицо, не разочаровайте меня в этой жизни». Затем он отправил Абдуллаха бин Хариса бин Хавфала бин Хариса бин Абдульмутталиба (его матерью был дочь Абу Суфьяна Хинди), чтобы заключить мир с Муавией, но с условием руководствоваться книгой Аллаха и сунной Пророка и не требовать от него присяги кому-либо».

КНИГА «АЛЬ-ИРШАД» ШЕЙХА МУФИДА

«...Одна группа предводителей племен написали Муавии тайное письмо о том, что выражают ему покорность и готовы перейти под его руководство и призвали его двигаться по направлению к ним (в Ирак). Они обещали по мере приближения передать ему Хасана или организовать его убийство.

Хасану (мир ему) стало известно об этом и в это время ему пришло письмо от Кайса бин Са'да. До произошедших событий имам покинул Куфу, а для войны с Муавией и изгнании его из Ирака отправил отряд под командованием Убайдуллаха бин Аббаса. Его сопровождал Кайс бин Са'д и он предупредил Убайдуллаха, что если с ним что-то случится, то командующим станет Кайс бин Са'д. В письме, пришедшем от Кайса говорилось следующее:

«Мы заночевали в деревне под названием Джанабийа, недалеко от Маскина, места близкого к Муавие. Муавия же отправил весть Убайдуллаху бин Аббасу, предложил ему присоединиться к его армии, взамен он обещал в качестве награды 1 миллион дирхемов. Причем, он обещал выплатить сразу половину суммы, а вторую часть после вхождения в Куфу. Убайдуллах ночью вместе с близкими присоединился к армии Муавии. Когда люди проснулись утром, то увидели, что остались без командующего, утреннюю молитву возглавил Кайс бин Са'д, таким образом он взял командование на себя. После того, как это письмо дошло, имам Хасан еще больше убедился в неблагодарности и вероломстве людей. Теперь стали явными грязные намерения сторонников арбитража (хариджиты), которые объявили его неверным и объявили разрешенным посягательство на его жизнь, имущество. Теперь имам не мог довериться никому, кроме себя и горстки сторонников его отца. Число его сторонников было недостаточным для того, чтобы оказать сопротивление армии сирийцев.

В это время Муавия обратился к нему с письмом-предложением о мире, а также переслал ему письма людей имама, в которых они обещали или убить, или передать ему (имама). Также Муавия в этом предложении о мире был согласен заключить перемирие на условиях выгодных имаму Хасану, а также обещал много преимуществ в случае его согласия. Несмотря на все это, душа имама Хасана не была спокойна, и он понял, что все эти условия Муавии являются обманом и ловушкой. Но в то же время у него не было иного выхода и желания, как остановить войну и заключить мир. Так как вокруг имама были якобы сторонники, которые были людьми недалекими, склонными к мятежам и нарушению клятвы. Помимо выше перечисленных была группа, которая считала разрешенным, пролить кровь имама и выдать его врагу. Солью на рану стала неблагодарность, нарушение клятвы и переход на сторону врага его дяди Убайдуллаха бин Аббаса. Кроме того, большинство людей устремились за земным миром и стали полностью равнодушными к предстоящим дарами следующего мира...».

Статья подготовлена используя переводы трудов Проф. Др. Хайдара Баша об Ахли Бейт.

предыдущая статья: Некоторые начальные реформы правления халифа Хасана

[1] М. Пишваи, Жизнь имамов, с. 74

[2] Тарих, Йакуби, т. 2, с. 206

[3] Арзийаби Инкилаби Хусейн, Махди Шамсуддин, с. 197, 200

[4] Аина-и Ислам, с. 250, 251

[5] Mусаннаф, Ибн Абдурразак, т. 10, с. 154; Табакат, т. 3, с. 4

[6] Тариху’л-Ислам, с. 649

[7] Мир Имама Хасана, Рази Али Йасин, s. 281

[8] аль-Исаба, т. 2, с. 12; Тарих-и Ибн Касир, т. 8, с. 14

[9] Ибн Касир, т. 8, с. 19