Найти в Дзене
Морская коллекция

Бронепалубные крейсера. Скауты нового флота. «Альмиранте Грау»

Оглавление
Крейсер Almirante Grau - 1907 г.
Крейсер Almirante Grau - 1907 г.
Крейсер полковник Болоньези - 1907
Крейсер полковник Болоньези - 1907

Вторая Тихоокеанская война обнулила перуанский флот. Последние корабли были затоплены в портах, которые уже штурмовали чилийские войска. Страна была разорена многолетней войной, чилийской оккупацией и потерей самых богатых провинций.

После войны перуанский флот пополнили лишь вспомогательный крейсер "Лима", задержанный в Европе на время боевых действий, и два транспорта-"Чалако" и "Санта Роза". Страна при этом сохраняла напряженные отношения с соседями, против которых как раз и пригодился бы боеспособный флот. Помимо традиционной вражды с Чили, нерешенные территориальные споры были с Эквадором и Колумбией.

Первый конфликт с Эквадором в 1893 году удалось решить без оружия, но отсутствие флота стало ахиллесовой пятой страны. Вырваться из ограничений нищего бюджета помог сбор пожертвований населения. Но это смог организовать только в 1904 году военный и морской министр Педро Нуньес. Собранные средства вместе с кредитом Немецкого Трансатлантического банка на 60 тысяч ф.ст., позволили запланировать заказ двух небольших крейсеров.

За ориентир были выбраны первые британские крейсера-скауты. Королевский флот тогда выбирал оптимальную конструкцию и традиционно заказал крейсера четырем различным фирмам. Построены они были в 1903-1905 годах.

В Англию для наблюдения за постройкой была отправлена специальная Морская комиссия контр-адмирала Карвахаля. Контракты заключили без конкурса , напрямую, с фирмой "Виккерс, Максим и сыновья".

Два крейсера получили имена перуанских героев войны с Чили, погибших в боях на море и на суше-«Альмиранте Грау» и «Коронель Болоньези».

  • Мигель Мария Грау Семинарио (Паита , Перу , 27 июля 1834 г. , Боливия , 8 октября 1879 г.) - самый известный перуанский морской офицер и герой Морского сражения при Ангамосе во время Войны на Тихом океане ( 1879–1884). За доброе и рыцарское отношение к побежденным врагам он был известен как эль Кабальеро де лос Марес (с испанского «джентльмен морей»). Его уважают как перуанцы, так и чилийцы. Он является знаковой фигурой для перуанского флота и одним из самых известных военачальников торгового и военно-морского флота Америки.
  • Франсиско Болоньези Сервантес (1816-1880) был перуанским военачальником. В Перу он считается национальным героем и 2 января 1951 года правительство Перу объявило его покровителем армии Перу. Он командовал перуанскими войсками, окруженными в Арике чилийскими войсками после победы чилийцев при Такне . Он организовал и возглавил энергичную оборону портового города с участием около 1600 человек против более чем 5300 чилийских войск при поддержке флота.

Когда чилийские представители потребовали сдачи Арики из-за
тройного численного превосходства, он ответил: «Tengo deberes
sagrados que cumplir y los cumpliré hasta quemar el último cartucho» («У
меня священные обязанности, и я буду выполнять их, пока не будет
выпущен последний патрон »). Выражение «hasta quemar el último
cartucho» («Пока не был выпущен последний патрон») перешло в
испанский язык и сегодня используется перуанской армией в качестве
своего официального девиза.

В битве при Арике первыми нанесли удар чилийцы, атакуя форт
Сьюдадела, где яростно сражались батальоны Грандадерос (Такна ) и
Артесанос (Арика ).

Болоньези, Мануэль Х. Ла Торре, Альфонсо Угарте , Роке Саенс Пена и
Хуан Гильермо Море собрали 400 перуанских солдат на вершине
холма, Эль Морро. Чилийцы штурмовали Эль-Морро, наступая от
Серро-Гордо. В разгар ожесточенного рукопашного боя,
развернувшегося на вершине Эль-Морро, полковник Болоньези был
ранен. Сжимая револьвер, он продолжал сражаться, пока не погиб от
удара по голове (некоторые предполагают, что причиной смерти была
пуля). Солдаты защищали его останки, пока не погибли. Рядом с
Болоньези с револьвером и саблей в руках пал Хуан Гильермо Море
(бывший командир броненосца
"Индепенденсия"), капитан флота и
начальник артиллерии . 7 июня 1880 года чилийцы захватили Арику,
потеряв 474 бойца. Почти 1000 перуанских защитников, включая
полковника Болоньези, были убиты при защите города, в том числе
многие из раненых перуанских военнопленных были застрелены
чилийцами.

Контракты заключили 29 ноября и 19 июня 1905 года. Закладка состоялась в том же году на принадлежащих "Виккерсу" верфях в Барроу-ин-Фернесс. Прототипом стал проект скаута "Сентинел", созданный "Виккерсом" по адмиралтейскому тендеру.

Отличия перуанских крейсеров-разведчиков заключались в плоской палубе полубака( вместо карапаса), двухтрубности ( у "Сентинела" было 3), двухмачтовости (вместо одной у британца) и более сильном вооружении. Кроме того «Альмиранте Грау» предстояло выполнять функции флагмана и он в кормовой части имел дополнительно адмиральские и офицерские помещения, а также большее на 20 тонн водоизмещение.

Крейсера были спущены на воду в 1906 году. На испытаниях оба корабля превысили контрактные 24 узла- «Альмиранте Грау» показал 24,64 узла, а «Коронель Болоньези» 24,726 узла.

Сравнительно небольшие (3100 тонн), легковооруженные (два 152-мм орудия и восемь 76-мм пушек) корабли отличались прекрасной мореходностью и высокой по меркам времени скоростью хода.

На эту пару скаутов возлагались основные представительские функции флота, обязанности флагмана- для «Альмиранте Грау», а главное-обучение кадров для нового перуанского флота. Ведь амбиции у перуанских адмиралов сохранялись вполне серьезные.

Четвертый флот Южной Америки планировали пополнить тремя броненосцами типа чилийских "Конститусьон"( выкупленных Англией в 1902 году), тремя броненосными крейсерами, шестью эсминцами и прочими кораблями в течении 9 лет за 7 миллионов долларов. Реализованы эти амбициозные планы не были и на долгое время именно два скаута британской постройки, «пионеры современного флота», составляли основную боевую мощь ВМС Перу. Впрочем и этого хватило для статуса морской державы континента №4.

Главным препятствием стал недостаток финансов- денег в итоге не нашлось даже на модернизацию "Лимы" и постройку береговых укреплений в Кальяо.

«Построенные «Виккерсом» крейсера-скауты «Альмиранте Грау» и «Коронель Болоньези» являлись сердцем перуанского военно-морского флота в течение всей первой половины ХХ века. Заказ этих кораблей стал первым важным приобретением с момента покупки броненосца «Уаскар» в 1866 году. Приходилось проявлять потрясающую находчивость, чтобы поддерживать крейсера этого типа технически исправными и боеготовыми в период стремительного развития военного кораблестроения и постоянных финансовых затруднений» (исследователь перуанского флота Роберт Шайна).
«хотя вооружение не позволит им выстоять против хорошо защищенных кораблей, в сочетании с высокой скоростью оно делает их способными наносить таковым резкие беспокоящие удары и, в то же время, успешно отражать атаки миноносцев».

В течение полувека эти крейсера были самыми большими и мощными кораблями перуанско­го флота.

Небольшой перуанский флот пережил несколько периодов иностранного влияния. В 1905-1912 годах над ним работала французская морская миссия, что пополнило флот эсминцем "Тененте Родригес" и первыми двумя перуанскими подлодками-"Паласьос" и "Ферре". С 20-х годов основное влияние на перуанцев оказывала американская военно-морская миссия, практически руководившая перуанским флотом. До 1933 года американские офицеры занимали должности от начальника Морского Генштаба до директора морской академии.

-3
-4
-5
-6
1910
1910
1944
1944

«Альмиранте Грау» BAP “Almirante Grau”  Викерс, Барроу, Великобритания. Заложен 1905, спущен на воду 27 марта 1906 года, вступил в строй 1 марта 1907 года. исключен июнь 1958. продан на слом 24 декабря 1958

«Коронель Болоньези» BAP “Coronel Bolognesi”  Викерс, Барроу, Великобритания.  Заложен 1905, спущен на воду 24 сентября 1906 года, вступил в строй 19 ноября 1907 года. исключен июнь 1958. продан на слом 24 декабря 1958

Водоизмещение нормальное 3100 длинных тонн (3150 т),полное 4877 тонн. Длина 112,78/115,82 м . Ширина 12,34 м . Осадка 4,267 м
Броня: Палуба 38 мм (1 ⁄ 2 дюйма), Боевая рубка 76 мм (3 дюйма), Орудийные щиты 76 мм (3 дюйма). пояс на миделе 38 мм.
Двигатели- две 4-х цилиндровых паровых машины тройного расширения,10 паровых котлов Ярроу, 14000 л.с. 2 вала. Скорость 24 узла.500 тонн угля. Дальность действия 3276 миль на 10 узлах. Экипаж 320 человек
Вооружение: 2 × 6 дюймов (152 мм /50) пушки Vickers J, 8 × 14-фунтовых (76 мм/40) пушки Vickers, 8 × 3-фунтовых (47 мм) пушки(6 — 57 мм/40 Hotchkiss, 2 x 1 37мм/20 Hotchkiss), 2 × 18 дюймов (450 мм) подводных торпедных аппарата

Модернизации:

1923 – 1925 годы- на американском заводе в Панаме (Бальбоа): отопление заменено на нефтяное, установлено оборудование ЦУО, запас нефти 500 тонн, 14 000 л.с., 3700 миль на 10 узлах. Две 76 мм пушки заменены на две 76 мм зенитки. Демонтировано 6 из 8 37 мм орудий. Скорость осталась достойной- 24,3 и 24,587 узла.


1933-1935 годы- капремонт тоже в Бальбоа. Котлы(10) заменены на новые 8 котлов Yarrow , 14000 л.с., 23,5 узла, 3700 миль (10узлов).

1936 год- снята грот-мачта; сняты кормовые 2 х 1 - 76мм/40, 6 х 1 - 57мм/40, 2 х 1 - 37мм/20, установлены-2 x 1 - 76 мм /40 японские зенитки Type 11, 2 x 2 -пулеметы 13.2 мм / 76 Установлена СУО фирмы "Джираделли"(Италия). На кормовом мостике установили две 20 мм спаренные зенитные установки(скорее всего "Мадсен").

К концу 1936 года итоговое вооружение- 2-152 мм /40, 6-76 мм/50, 2-76 мм/40 зенитки, 4-20 мм зен. автомата, 5 пулеметов 7,62 мм, 2 ТА 450 мм.


1942-1944 годы-модернизация с помощью США: фок-мачта заменена на треногу с постом управления огнем, восстановлены надстройки ; сняты 2 х 2 -пулеметы 13,2 мм/ 76 и 2 - 450 торпедных аппарата; установлены 7 x 1 пулеметов- 12,7мм / 90 Browning, бомбомет и два бомбосбрасывателя для глубинных бомб

Крейсера имели таранный форштевень и небольшой полубак

Силовая установка состояла из двух паровых машин фирмы "Ярроу" с десятью водотрубными котлами. Угольные ямы вдоль бортов обеспечивали защиту котельных отделений.

Крейсера были вооружены двумя 152 мм орудиями Виккерс Mk.J-по одному на нос и корму, восемь 76 мм пушек Виккерс Mk.1 в одиночных установках стояли в центре корабля. 152 мм были специально спроектированы под перуанский заказ (кроме того их потом поставили на китайский крейсер "Ин-Жуй"), сектор обстрела установок на центральном штыре-270 градусов.

76 мм размещались на верхней палубе вдоль бортов, первые-под полубаком.

От миноносцев корабль защищали восемь 3-фунтовых (47-мм ) пушек Гочкис. По другим данным это были 37 мм автоматы Максима-Норденфельда. Кроме того были установлены два подводных 450 мм торпедных аппарата по бортам.

Бронирование ограничивалось 38 мм палубой по всей длине корабля, 76 мм броней рубки и орудийных щитов. Над машинным отделением был устроен гласис.

Броня и вооружение были изготовлены на шеффилдском заводе "Виккерс уоркс".

Флагманский в корме имел дополнительные помещения и оборудованный кормовой мостик. Корабли также получили машинки для изготовления льда, а также механизированные пекарни.

Прибытие двух крейсеров в Кальяо.
Прибытие двух крейсеров в Кальяо.

10 августа 1907 года крейсера прибыли в Кальяо и были торжественно встречены восторженным населением. Во время Первой мировой войны крейсера сопровождали торговые суда у побережья Перу, а «Альмиранте Грау» также служил базой подводных лодок. С 1921 года их в основном использовали для обучения курсантов.

В 1930 году «Альмиранте Грау» вместе с подводными лодками R-1, R-2, R-3, R-4 посетил с дружественным визитом Вальпараисо в честь заключения мирного договора между Чили и Перу.

Вскоре у Перу обострился конфликт с Колумбией из-за спорной территории в тропических джунглях Амазонии. В сентябре 1932 года это привело к началу войны. Перуанцы имели превосходство и на суше и на море, но успехов это им не принесло. Колумбийские войска успешно наступали.

«Коронель Болоньези» в это время находился на ремонте в Бильбао. «Альмиранте Грау» вместе с подводными лодками R-2 и R-3 безуспешно блокировали тихоокеанское побережье Колумбии. Перуанское командование задумало дерзкую операцию,которая должна была переломить ситуацию.

«Альмиранте Грау» и подводные лодки R-2 и R-3 должны были через Панамский канал перейти в Атлантику и на реке Путумайо атаковать колумбийские корабли, поддерживающие наступление. Отряд, амбициозно названный "Передовые силы Атлантического океана" 4 мая 1933 года прошел Панамский канал, 15 мая в устье Амазонки он соединился с ожидавшими его вспомогательным крейсером "Лима" и эсминцем "Тененте Родригес".

Прибытие перуанских кораблей кардинально изменило бы соотношение сил, но в Перу снова начались политические перемены-30 апреля в Лиме был убит президент Серро. Новые власти уже 25 мая подписали мирный договор с Колумбией.

К середине 30-х мощь перуанского флота значительно возросла за счет модернизации обоих крейсеров, а также приобретения в Эстонии двух бывших русских эсминцев- получивших имена "Альмиранте Виллар" и "Альмиранте Гиссе".

Возросшая военная мощь и отвлечение мировых держав на Вторую мировую войну сподвигли Перу на разрешение территориальных противоречий с Эквадором. 5 июля 1941 года началась война. 2 крейсера, 2 эсминца и 4 подводные лодки перуанского флота блокировали залив Гуаякиль, поддерживая наступление перуанских войск. Интересно, что крейсерам так и не пришлось открывать огонь.

Эквадорский флот противостоять перуанцам не мог и корабли постепенно были отведены на базы. 21 ноября 1941 года стороны подписали перемирие. 278 тысяч км² эквадорской территории в верхнем течении Амазонки перешло к Перу.

Во время мировой войны Перу даже во время нейтралитета склонялось на сторону союзников и американцы помогали усилению перуанского флота. В 1944 году Перу вступило в войну на стороне антигитлеровской коалиции, но ограничились патрулированием своего побережья.

После войны американцы активно передавали своим латиноамериканским союзникам излишки боевых кораблей. Досталось и перуанцам. Старые крейсера окончательно стали учебными, с середины 50-х использовались как штабные корабли и плавбазы подводных лодок, не покидая Кальяо.

24 июня 1958 года оба корабля исключили из состава флота и продали фирме "Короди". Крейсера были разоружены и разобраны в Арсенале Кальяо 24 декабря 1958 года.

Имена кораблей перешли к паре британских крейсеров, приобретенных в 1959 году.

Almirante Grau
Almirante Grau
Almirante Grau
Almirante Grau
Almirante Grau
Almirante Grau
«Альмиранте Грау» в доке
«Альмиранте Грау» в доке
Almirante Grau in 1944-45
Almirante Grau in 1944-45
BAP_Almirante_Grau_во время войны с Эквадором(1941)
BAP_Almirante_Grau_во время войны с Эквадором(1941)
Almirante Grau
Almirante Grau
Peruvian_scout_cruiser_BAP_Almirante_Grau_in_1948
Peruvian_scout_cruiser_BAP_Almirante_Grau_in_1948

Коронель Болоньези
Коронель Болоньези
Коронель Болоньези
Коронель Болоньези
Коронель Болоньези
Коронель Болоньези
Коронель Болоньези
Коронель Болоньези
Коронель Болоньези 1930-е годы...
Коронель Болоньези 1930-е годы...

Коронель Болоньези 1950
Коронель Болоньези 1950

Альмиранте Грау 1950
Альмиранте Грау 1950

Больше, подробнее и лучше-здесь:

-25

систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:

Флоты мира 1860-1945. Справочник.

Флот 21-го века.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам