Найти тему
С Богом по жизни

ДОПОТОПНЫЙ ПЕРИОД

(4004-2348 гг. до н.э.; Бытие 1:1-8:13)

Бытие (происхождение, начало) - это “книга о происхождении”. В Быт. 1:1 рассказывается о происхождении всего. Слова “происхождение”, “родословие” и “житие” встречается неоднократно, например: “Вот происхождение неба и земли”, Быт. 2:4, “Вот родословие Адама”, 5:1, “Вот житие Ноя”, 6:9, “Вот родословие сынов Ноевых”, 10:1, а также в 11:10 - Сима, 11:27 - Фарры, 25:12 - Измаила, 25:19 - Исаака, 36:1 - Исава, 37:2 - Иакова. Такое частое употребление этих слов не случайно. Автор осознает, что имеет дело с Началом истории. Эта характерная черта Библии сразу же привлекла к себе внимание, и поэтому книга была названа “Бытие”.

1. Происхождение Вселенной (Быт. 1:1)

а. Сущность проблемы. Если у нас есть лист стали, мы можем изготовить из него молотки, ножницы, иголки, пружинки для часов и т.д. Но это не будет сотворением, это преобразование. А откуда сталь? Кто сделал ее? Перед нами Вселенная: солнце, звезды, моря, многогранная жизнь. Главный вопрос заключается в том, откуда все это взялось.

б. Решение проблемы. Веками разум работал над этой проблемой. “Вечная”, “самосотворенная”, “результат случайности” - вот некоторые из предлагавшихся решений. Другие решения исказил вульгарный политеизм. Среди всей этой вавилонской путаницы мнений автор четко осознает, что тут нет никакой случайности, ничто само собой не делается, что у каждого следствия есть своя причина. Одно слово под его вдохновенным пером решает проблему: “В начале сотворил БОГ небо и землю” (Быт. 1:1). БОГ - вот решение. Сначала БОГ, а все остальное следует. “Ибо Он сказал, - и сделалось, Он повелел, - и явилось” (Пс. 32:9).

в. Время. “В начале”. Наука с умным видом рассуждает о миллионах лет. Очень хорошо, отнесите происхождение на миллион тысячелетий назад, и Быт. 1:1 будет ответом.

2. Происхождение порядка (Быт. 1:2-2:3)

В описании сотворения указывается на: (а) первобытный хаос, “безвидность и пустоту”; (б) организующую энергию, “Дух Божий носился над водою”, (в) шесть последовательных дней, или периодов в сотворении порядка.

(1) Происхождение света. Лаплас предложил гипотезу о газовой туманности. Эта гипотеза была выдвинута не в поддержку книги Бытия, а для объяснения Вселенной. Согласно этой теории, конденсация газообразного вещества сопровождалась интенсивным излучающим тепло светом. Люди называют Моисея глупцом за то, что он поставил свет раньше солнца, а Лапласа за то же самое - ученым.

(2) Происхождение тверди небесной, или небосвода. Земная кора остыла, толстый слой паров сконденсировался и выпал в виде дождя или поднялся в виде облаков, и стала видна ширь небесная, похожая на безграничный голубой шатер над головой.

(3) Происхождение континентов, морей и растительности. Вероятно, был период всеобъемлющего моря, без континентов, островов, берегов. Бог говорит, и континенты встают со своего океанического ложа, в морях поднимаются острова, сначала голые и пустынные, но с течением времени покрывающиеся разнообразной растительностью.

(4) Происхождение солнца, луны и звезд. Описание сотворения можно рассматривать, как “феноменальное”, или “панорамное”, то есть, описывающее события такими, какими бы они предстали перед наблюдателем с земли. Небесные тела, несомненно, существовали и до четвертого периода. Но теперь они впервые стали видимы с земли.

(5) Происхождение морской жизни и птиц. Линия жизни пересечена. До сих пор ни один зверь не бродил по земле, ни одна птица не пролетала в небе, ни одна рыба не плавала в море. Еще раз издается божественный указ - и воздух и вода наполняются жизнью. Это век моллюсков и рептилий, птиц и рыб.

(6) Происхождение земной жизни и человека. Шестой период характеризуется появлением человека, человек характеризуется подобием Божьим (Быт. 1:27). “Сотворить” используется три раза в этой главе: при создании вселенной (1:1), при появлении животной жизни (1:21) и при происхождении человека (1:27). В первом случае пересекается черта между “существовать - не существовать”, во втором - между “неодушевленный - одушевленный”, в третьем - между животным и человеком. С одной стороны, человек есть образ земли, в которую он возвращается, растительной жизни, коренящейся в почве, и зверя, который бродит по ее поверхности. Но человек, в отличие от них, смотрит вверх. Он есть образ Божий (I) по силе разумного восприятия. До появления человека были порядок и красота, но не было на земле существа, которое бы оценило порядок и красоту или связало причину и следствие. Только Бог мог творить; только человек, созданный по образу Божию, мог воспринять закономерность и красоту Божия творения. (II) По восприимчивости, разуму и соответствующим чувствам. (III) По силе разумного выбора. (IV) По нравственным основам, чувству правильного и неправильного. (V) По владычествованию. Фраза “И да владычествуют они” (люди) является для человека “хартией колониста”. Она подчиняет ему землю и все, на ней существующее. Она также придает нравственный смысл материальному творению: его завершающим элементом является человек, а высшим авторитетом для человека является Бог.

Одна или две особенности книги о происхождении достойны особого внимания. (1) Удивительно ее соответствие данным, установленным наукой: возникновение действительно имело место; хаос предшествовал порядку; сотворение было не единовременным, а последовательным; оно сопровождалось поступательным развитием; развитие шло от низшего к высшему; и, наконец, последовательность творений, в общем, согласуется с предположениями науки. Неужели первая глава книги Бытия - это просто догадки? Смогли бы Дарвин, Тиндалл или Хаксли в то далекое от науки время предложить такую же точную догадку? (2) Это не история в строгом смысле этого слова. История использует человеческие источники информации: устные традиции, писаные законы и документы, древние памятники. Никакая традиция не может рассказать нам, что было до появления человека на земле. Это должен был быть апокалипсис, сверхъестественное откровение. Так Библия начинается, и так же она заканчивается. Неизвестное прошлое и неизведанное будущее представлены в форме видений в начале и в конце Библии.

3. Происхождение греха (Быт. 2:4-3:24)

Бытие 1:1-2:3 описывает последовательность творения в общих чертах. Вторая и третья главы подробнее останавливаются на человеке. В первой части основной темой является природа, включая человека. Вся природа восходит к Богу, ее безграничному разумному началу. Во второй части основной темой является человек. Он представлен на переднем плане, как царь и господин всей твари, потому что создан по образу своего Творца.

а. Первозданное состояние. Здесь начинается собственно история. Откровение может использовать человеческие источники знаний. Наши знания о первозданном состоянии включают: (1) Место пребывания человека. Это Эдемский сад. Две хорошо известные реки, Тигр (Хиддекель) и Евфрат, указывают на юго-западную Азию. Широко распространенное предание, подтвержденное современными исследованиями, колыбелью человечества называет высокогорье к югу от Кавказа. (2) Общество. Человек не был создан ни для одиночества, ни для настоящего дружеского общения даже с самыми высокоразвитыми формами животного мира. Человек призван достичь своего высокого назначения только через общение с себе подобными и благодаря такому институту, как семья. Создание Евы свидетельствует об изначальном единстве и равенстве всего человечества. (3) Занятие. Человек не предназначен для безделья, которое приводит к потере власти и упадку морали. Поэтому человек был помещен в сад для того, чтобы возделывать его и ухаживать за ним. (4) Нравственное состояние. Историк рисует нам картину полной гармонии с Богом, благословенности совершенной чистоты и доверия, большой свободы (“От всякого дерева в саду ты будешь есть”), с одним лишь ограничением: “А от дерева познания добра и зла, не ешь от него” (Быт. 2:16, 17). Свобода должна иметь пределы. Человек должен уважать закон и подчинять свои эгоистичные желания высшему благу. Властелин на Земле, он должен подчиняться Богу.

б. Грехопадение. Во Вселенной уже присутствуют грех и грешник. Оба проникают в Эдем. Появляется змей - символ или представитель сатаны (ср. Ин. 8:44; Отк. 12:9; 20:2). Давайте проследим, как шло искушение, приведшее ко греху. Задается вкрадчивый вопрос: “Подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?”, - затем идет наглая ложь: “Нет, не умрете” (Быт. 3:1, 4). После этого, быстро сменяя друг друга, следуют: недоверие к Богу, неправильное желание, неверный выбор, открытое неповиновение. Возвращение к Богу идет в обратном порядке: вера в истину, доверие к Богу, правильное желание, верный выбор, открытое повиновение воле Божьей.

в. Наказание. Затем следует естественный, необходимый результат: чувство вины и отчуждения. Адам и Ева “скрылись между деревьями рая” (Быт. 3:8). Их согрешение повлекло за собой и незамедлительное наказание: женщине - приумножение скорбей ее, мужчине - тяжкий труд. Но не оставлены были оба без возвышенной надежды: было обещано им семя, которое поразит змея в голову. В Быт. 3:15, у самых ворот утерянного рая, мы получаем первое, еще неясное, пророчество об искупительной жертве Христа.

4. Эхо сотворения и падения

В литературе древнего мира мы находим интересные следы описанных здесь великих событий. Но они искажены языческими представлениями и стоят гораздо ниже возвышенного боговдохновенного писания. “История Грехопадения, как и Сотворения, обошла весь мир. Языческие народы позаимствовали ее, привнеся туда свою собственную географию, историю, мифологию; однако, это не изменило полностью ни формы, ни цвета, ни духа оригинала. Он по-прежнему сразу же узнаваем. Правда, здесь, в законе, история эта сохраняет общечеловеческий, всемирный характер. Муки Творения, искупление, даруемое нам Иисусом Христом, а также сердце каждого человека объединяются, свидетельствуя о самой буквальной истине во всем повествовании”.

5. Происхождение жертвы (Быт. 4:1-15)

В доме первых людей появились дети, неся с собой и радости, и горе. У братьев был различный род занятий. И жертвы они принесли тоже разные. Но в них самих было более глубокое различие. Каин был земледельцем, Авель - пастухом. Один принес в дар Господу первые плоды с полей, то есть принес жертву благодарения. Другой же принес ягнят-первенцев из своего стада в жертву за грех. Жертвоприношение Каина было таким, какое могли бы совершить Адам и Ева в невинности Эдема. Ни чувства вины, ни молитвы о прощении в нем не было. Более того, Каину не доставало и такой веры, какая была у его брата Авеля (Евр. 11:4). От Авеля Каин отличался духом неверия, уверенности в собственной правоте, своеволия. Их можно было бы уподобить фарисею и мытарю, стоящим у ворот Эдема. Ненависть Каина, рожденная ревностью, толкнула его на убийство; верность Авеля сделала его мучеником. Первый возглавил длинный ряд запятнавших себя кровавыми преступлениями, второй - впечатляющий список Божьих героев.

6. Род Каина (Быт. 4:16-26)

У Каина был сын Енох. Построив город, Каин назвал его именем сына. Яблоко от яблони далеко не падает, и поэтому о потомках Каина можно сказать, что они были предприимчивыми, но безбожными. Род возглавляли Каин, Енох, Ирад, Мехиаель, Мафусал и Ламех. Несомненно, были еще и ответвления от этого родового дерева. Эти имена приведены потому, что в конце этого перечисления указано имя Ламеха, в семье которого особенно ярко отразились черты, присущие всему роду. У Ламеха было две жены, которые родили ему трех сыновей: Иувала - музыканта, Иавала - пастуха и Тувалкаина - кузнеца по железу и меди. Ожесточенность Каина повторяется в Ламехе, и это подтверждает его воинственная песня:

“Ада и Цилла! Послушайте голоса моего, жены Ламеховы! Внимайте словам моим: я убил мужа в язву мне и отрока в рану мне” (Быт. 4:23).

Из этого короткого повествования можно извлечь два урока: (1) Материальная цивилизация не является божественным даром, но чисто человеческим завоеванием. (2) Цивилизация - не религия и не ее замена. Род Каина дал нам самые первые на земле: убийство, город, многоженство, музыканта, кузнеца, поэзию; но ни одного примера того, кто бы “ходил пред Богом”.

7. Род Сифа (Быт. 5)

После Сифа у Адама, несомненно, были и другие сыновья. И от каждого из них произошел свой род. По-видимому, сведения о роде Сифа сохранились потому, что он ведет к Ною, представлявшему лучшее в роду, и через которого человечество было увековечено, а семя обетованное взошло. К этой родословной относятся: Адам, Сиф, Енос, Каинан, Малелеил, Иаред, Енох, Мафусал, Ламех, Ной. На первый взгляд похоже на чисто семейную летопись, состоящую из дат рождений и смертей, продолжительности жизней, и весьма сходную по именам с родом Каина. Но бросается в глаза одна деталь, резко контрастируя с тем, что мы знаем о роде Каина. В дни Сифа и Еноса люди “начали призывать имя Господа” (Быт. 4:26). “И ходил Енох пред Богом, и не стало его, потому что Бог взял его” (Быт. 5:24). Это высказывание важно тем, что говорит об общении с Богом и о благословенном бессмертии. Ной “был человек праведный” и “ходил пред Богом” (Быт. 6:9). Как ни скудны первые записи, очевиден разительный контраст между представителями двух родов: Каина и Сифа.

8. Богоотступничество и Потоп (Быт. 6:1-8:14)

а. Предания о Потопе. Нет никакого сомнения в том, что эти главы описывают великое историческое событие. Упоминания об Эдеме и грехопадении, как мы уже отмечали, встречаются во многих древних литературных памятниках. Но никакое другое событие из ранней библейской истории не подтверждено так полно, как всемирный потоп. Он оставил глубокое впечатление на долгое время. Предания о нем встречаются у всех четырех великих рас: урало-алтайской, хамитской, семитской и арийской. Они значительно отличаются друг от друга: некоторые сильно искажены политеизмом; но чем ближе к местонахождению ковчега, тем точнее и достовернее свидетельства. Китайцы, индусы, халдеи, египтяне, греки, кельты, лапландцы, эскимосы, мексиканцы, жители Центральной и Южной Америки - все сохранили эти предания. Халдейский вариант наиболее известен и ближе всех к библейскому повествованию. Он существует в двух версиях. (1) Версия Веросия, вавилонского жреца, писавшего на греческом языке, датируется 260 г. до н.э.; известна уже многие века. (2) Другая версия была обнаружена на табличках с клинописью, пролежавших в земле двадцать пять веков и найденных в 1872 г. во время раскопок Ниневии.

б. Нравственные причины Потопа. Потоп был не просто природной катастрофой. Он был грандиозным нравственным событием. Прочтите Бытие 6:5. Общество находилось в безнадежном состоянии нравственного разложения. Причины богоотступничества не трудно отыскать. Прочтите Бытие 6:1-5. Вспомните, что уже было сказано о двух генеалогических ветвях: роде Каина и роде Сифа. Вероятно, вырождение оказалось следствием браков между представителями линии Сифа (“сыны Божии”) и линии Каина (“дочери человеческие”) (Быт. 6:2). Во всех случаях компромисса со злом преимущество всегда на стороне зла. Результатом богоотступничества стала гибель рода человеческого. Особо тяжкое преступление требует исключительной меры наказания. Закоренелых преступников заключают пожизненно в тюрьму или казнят через повешение. Люди допотопного времени не были последними, кто был стерт с лица Земли за преступления. Воды потопа, огненный дождь, уничтоживший Содом, дыхание моровой язвы, бури войн - все это посланцы гнева Господнего, вершившие его божественный суд.

в. Как произошел Потоп. Тот, кто сотворил Землю, обладает и многочисленными средствами ее уничтожения. Снова и снова, еще до наступления эры человека, на Землю, должно быть, обрушивались и ливни и морские волны. “Разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились” (Быт. 7:11). То, что многократно происходило до появления человека, могло с легкостью произойти и по провидению Божьему ради великой нравственной цели. Местами Западная Азия до сих пор ниже уровня моря, и оседание других участков может привести к затоплению, и тогда тысячи людей исчезнут с лица Земли.

г. Продолжительность и масштабы Потопа. Дождь лил сорок дней. Уровень воды продолжал подниматься в течение ста пятидесяти дней, вода убывала на протяжении двухсот двадцати пяти дней. Стихия охватила всю Землю или, что более вероятно, часть суши, на которой успело расселиться человечество на заре своей истории. Любая из этих версий могла послужить причиной возникновения всемирного предания.

д. Ной и Потоп. Некоторые имена навеки связаны с великими эпохами. Петр I и образование Российской империи, Христофор Колумб и открытие Америки, Моисей и Исход, Ной и Потоп. Прочтите Быт. 6:9; 7:1; Иез. 14:14. Ной был Божьим человеком, героической фигурой в эпоху всеобщего отступничества. Жертвенник за жертвенником разрушались, но пламя жертвенника Ноя не гасло до самого потопа. Выстоять одному требуется мужество. Но Ной посмел повести туда, куда лишь некоторые посмели последовать. Абсолютное повиновение и спасение Ноя, безнадежное разложение и гибель человечества - это ли не впечатляющие уроки! Сто двадцать лет преданно проповедовал Ной. Жизнь его была жизнью героя. Наградой за его труды было только семь обращенных в веру: его жена, его сыновья Сим, Хам и Иафет и их жены. И все-таки Ной добился успеха: он выполнил свой долг, и он пережил Потоп.

#всемирный потоп #великий потоп #история #история древнего мира #библия #христианство #религия