Найти тему
Изобретать? Легко!

Кружковая деятельность необходима для удовлетворения потребностей человека.

Дополнительное образование уже не спасти, если не браться за это всем миром. Но как обычно, у нас лишь судачат на кухнях, обсуждая введённую систему сертификатов и ничего более.
Кружковая деятельность долгое время была частью образовательного процесса, необходимого для ранней профориентации детей. По этой причине не было "профильного" образования в школах (я не про профильные школы говорю). Да и сами кружки резко отличались от существующих ныне.

 долгое время
долгое время

Кружки в прошлом веке ориентировались не только на профориентацию, они были частью огромной системы удовлетворявшие потребности человека. Но какие именно потребности, и что потребляли люди в кружках?

Давайте немного в сторону посмотрим, расширим горизонт, посмотрим что сегодня происходит в мире удовлетворения человеческих потребностей и каких?

Сегодня нам внушают что чрезмерное потребление - плохо! Надо остановиться, иначе мы угробим планету. Люди, не знающие границ собственной жадности обвиняют в том всех вокруг себя.
Интересно уже то, что начался этот флешмоб сравнительно недавно, причем это говорят люди разного уровня, в том числе государственные деятели и экономисты. Не наши. Западные.

А кто-то задумывался над тем, что есть потребление человека? Из чего это самое потребление состоит? И почему нам начали активно внушать мысль что это плохо?

Человеку показывают пирамиду Маслоу, придуманную западными маркетологами, и выдают её за некую истину...

-2

Эта пирамида не более чем инструмент влияния на массовое сознание, который нужен лишь для того, чтоб человек приобретал совершенно ненужные ему товары и услуги.
Обратите внимание - основание пирамиды опирается на физиологические потребности, в то время как духовные потребности человека отсутствуют на низком уровне. Более того, внимательный человек увидит обман сразу же.
Заключается этот обман в том, что духовные потребности человека в этой пирамиде начинаются лишь после того, как он удовлетворил себя материальными благами.
Таким образом, любой дурень может считать себя нужным и значимым уже после того как набил свое брюхо, построил или купил дом, работает в хорошем коллективе и... И всё.
Достаточно ли этого, чтоб получить в обществе какое-то признание?
Да, если это общество материального потребления. Ему не нужно ни творчество, ни созидание, ни самосознание. Достаточно быть благополучно сытым, красиво одетым иметь дорогой автомобиль и роскошный дом.
Маркетологи постарались на славу, и вот уже более чем 70 лет человек живет лишь в одной плоскости потребностей- в материальной.
Если вы прочтете самого Маслоу, то не увидите у него никаких пирамид.
Кроме того, если посмотреть на труды психологов и социологов прошлого века, то вы увидите совершенно иную картину.

Потребности человека разделяются с самого начала жизни на две части - материальные и духовные потребности.
Их называют первичные и вторичные.


Вот что писали социологи о развитии потребностей:

«Высокая степень удовлетворения первичных потребностей и развитие вторичных потребностей приводит к тому, что эти два рода потребностей как бы меняются местами в общей системе потребностей личности, в системе ее ценностных ориентаций. Социальные и духовные потребности становятся первыми жизненными потребностями индивидов. Первичные же потребности, удовлетворение которых перестает быть проблемой в деятельности на индивидуальном уровне, теряют свое доминирующее значение в жизни личности»
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ ПОТРЕБНОСТЕЙ НАСЕЛЕНИЯ В СОВЕТСКОМ ГУМАНИТАРНОМ ДИСКУРСЕ 1950–1980-Х ГГ. © 2016 М. А. Клинова

Ребенок после 5 месяцев уже не довольствуется простым потреблением пищи. Как только он открыл глаза и начал смотреть вокруг себя, то у него возникает вторичная потребность - самосознания. Конечно же это начинается после удовлетворения первичной потребности.
Когда вы с ребенком занимаетесь, то первичные потребности постепенно отходят на второй план, поскольку ребенок не может всё свое время проводить за столом или спать, верно?

Но что будет, если мы перестанем ребенка учить чему-то?
Весь его кругозор останется на примитивном уровне первичных потребностей, так?

Понимаю, что говорю просто и незамысловато, на самом деле все сложнее устроено, и об этом написано много книг о детском развитии.
Моя задача - показать, что кружковая деятельность важна, как часть процесса удовлетворения духовных потребностей.

В частности, В.П. Караулов и А.А. Пряхин, рассуждая о материальных потребностях, пишут следующее:
«Несмотря на свою значимость, материальные потребности не в состоянии, особенно в современных условиях, поддерживать жизнедеятельность людей. Все более возрастает значение духовных потребностей человека, формируемых воспитанием, общим и специальным образованием»...Таким образом, понятие безграничности потребностей в отечественной историографии, как правило, звучало в контексте рассмотрения духовных запросов граждан, в то время как материальные притязания населения определялись через понятие предельности.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ ПОТРЕБНОСТЕЙ НАСЕЛЕНИЯ В СОВЕТСКОМ ГУМАНИТАРНОМ ДИСКУРСЕ 1950–1980-Х ГГ. © 2016 М. А. Клинова

Мы видим, что нет границ потребления духовных запросов, и должны быть четкие границы материального благополучия. И обратите внимание на потребности, формируемые воспитанием и образованием.
Но нам обобщают духовные и материальные потребности в единое пространство, которое необходимо "ужать" до некоего разумного предела...

Кружковая деятельность для школьников - неотъемлемая часть удовлетворения духовного запроса, и мы не можем, и не имеем права детей лишать этой возможности. Необходимость занятий коллективным трудом важна ещё и потому, что в коллективе формируются "разумные потребности" по закону "возвышения потребностей":
Каждая новая ступень в развитии производительных сил, культуры влечет за собой рост потребностей всего населения.

закон возвышения потребностей «действует и проявляется как объективный лишь по отношению к общественной системе потребностей, в том числе к совокупности личных потребностей всех членов общества, но не каждого отдельного его члена». ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ ПОТРЕБНОСТЕЙ НАСЕЛЕНИЯ В СОВЕТСКОМ ГУМАНИТАРНОМ ДИСКУРСЕ 1950–1980-Х ГГ. © 2016 М. А. Клинова

А где, как не в коллективе можно понять что такое совокупность личных потребностей? А как быстрее всего этому научить? Через совместный труд, общее дело.
Это и дает кружок. Поскольку в кружке дети работают самостоятельно, в отличии от школы, то они быстрее усваивают новые знания и умения.
И уж намного быстрее осознают что эгоистичное поведение не приносит положительного результата.
Уберите из жизни человека общественное развитие, и останется примитивное первичное потребление, что мы с вами и наблюдаем...

Ну а как пример того что духовные потребности важны, и что важно развивать детей с самого начала их жизни - детский сад.
Уверен, что те, кому за 40, помнят свой детский сад, и помнят чем "козыряли" дети при знакомстве с новичком)
- А я умею читать!
- Ух тыыыыы, ты такой умный!
- А я умею лепить и рисовать!
- Ого!
Просто и наивно. Не было ни "крутой" тачки у папы, ни дорогой модной одежды. Только свои творческие способности. Потребность развивать себя присутствует у детей и сегодня, разве не так? )

Для тех кто интересуется этим вопросом - обзорная статья про потребности.

Декаданс рано или поздно закончится, а вместе с тем у человечества снова возникнут запросы на удовлетворение духовных потребностей. От нас с вами сегодня зависит какие это буду запросы, и какие потребности...