В 2018 году мы посетили вот такое чудесное место - Плёс.
Романтический городок на севере Ивановской области, на правом берегу Волги:
Тихое, склоняющее к уединению место. Плёс приобрел известность благодаря пребыванию в городке художника Исаака Левитана.
В 1888 году Левитан с друзьями (тоже художниками) Алексеем Степановым и Софьей Кувшинниковой (она была ученицей Левитана) отправился на пароходе по Оке до Нижнего Новгорода и дальше, дальше, вверх по Волге... Во время этого путешествия они были поражены тихой неброской красотой Плёса и решили какое-то время там пожить.
В общей сложности Левитан провел в Плёсе 3 летних сезона (1888-й, 1889, 1890 гг.). За эти три лета художник написал около 200 картин, которые принесли ему большую известность, а благодаря картинам стал известен и Плёс.
КАРТИНЫ ИЗ ЭКСПОЗИЦИИ ДОМА-МУЗЕЯ ЛЕВИТАНА В ПЛЕСЕ.
С Софьей Кувшинниковой Левитана связывали не просто дружественные отношения. Читали рассказ Чехова "Попрыгунья"? - для сюжета Антон Павлович взял кое-какие моменты отношений Левитана, Софьи и ее мужа, врача Дмитрия Кувшинникова. Чехов и Левитан были друзьями. Рассказ стал причиной охлаждения их дружбы (дуэль даже хотел объявить Левитан бывшему другу; отговорили).
Способной ученицей и неплохой художницей была Софья Петровна Кувшинникова. Так, ее картину "Интерьер церкви Петра и Павла в Плесе" приобрел в 1888 году для своей галереи Павел Михайлович Третьяков:
...А вообще-то художнику с его личной жизнью "везло" на писателей. Следующий роман Левитана был с Анной Николаевной Турчаниновой - и завязка этого романа, разрыв художника с Кувшинниковой описаны в литературе! Спустя много лет, когда не было уже Исаака Левитана и Софьи Кувшинниковой, русская и советская писательница, переводчица Татьяна Львовна Щепкина-Куперник призналась: "я… описала их историю в рассказе «Старшие», напечатанном в «Вестнике Европы»: теперь можно в этом сознаться!". Отношения Левитана и Кувшинниковой,считается, стали сюжетом совсем коротенького написанного в 1944 году рассказа И.А. Бунина "Второй кофейник".
Плёс приобрел известность благодаря пребыванию в городке художника Исаака Левитана.
А картину Исаака Ильича Левитана "Над вечным покоем" даже называют "самой русской" из всех картин на русскую тему.
Картину "Над вечным покоем" Левитан написал после Плеса, в 1893-1894 гг., на озере Удомля у Вышнего Волочка, куда приехал вместе с Софьей Кувшинниковой. Церковь (Петропавловская), которую мы видим на картине, написана художником с его же этюда "Деревянная церковь в Плёсе при последних лучах солнца" (а эскиз полотна "Над вечным покоем" был назван Левитаном "Перед грозой" и хранится ныне в Государственной Третьяковской галерее).
Картину Исаака Ильича Левитана "Над вечным покоем" называют "самой русской" из всех картин на русскую тему.
Но сам Исаак Левитан не был по происхождению русским человеком. Он родился в 1860 году в образованной, но обедневшей еврейской семье. По-видимому, именно это обстоятельство не позволило Левитану получить диплом художника. Он вышел из Московского училища живописи и ваяния, где обучался с 13-летнего возраста, без диплома. Вернее, диплом-то 24-летнему Левитану по окончании училища выдан был: диплом учителя чистописания вместо звания художника.
К слову, и пейзажи его в училище далеко не всеми преподавателями приветствовались... "Талантливый еврейский мальчик раздражал иных преподавателей. Еврей, по их мнению, не должен был касаться русского пейзажа. Это было дело коренных русских художников", - написал впоследствии об этом Константин Паустовский.
Что же все-таки там, в училище живописи и ваяния, произошло? Почитаем об этом у философа, психолога Анны Кирьяновой:
"Ну, и на экзамене по истории тоже Левитан на билет-то ответил хорошо. А вот на дополнительный вопрос не знал ответа! Его профессор спросил: в каком месяце император Павел нанёс визит в Гатчину? Не знаете? А художник должен знать! Вот придётся вам писать картину «Визит императора Павла в Гатчину». И какое же время года вы изобразите, а? Вы же можете допустить чудовищную хронологическую ошибку!
Левитан пробормотал, что такую картину он писать не собирался! Но это ещё хуже. Как можно не собираться писать такую картину про знаменательное событие столетней давности? Не любите вы историю страны, господин Левитан!" https://zen.yandex.ru/media/anna_kiryanova/hudojnik-levitan-ne-byl-hudojnikom-61435291e89ccc630b680c0d
Признаться, меня очень тронула статья Анны Валентиновны. Она-то и побудила меня обратиться к теме.
Знаменитый художник Исаак Левитан вышел из Московского училища живописи и ваяния с дипломом учителя чистописания вместо звания художника.
Не все преподаватели, конечно, были таковы. Левитан учился у прекрасных художников: Перова, Саврасова, Поленова. Есть и такая версия происшедшего: диплом Левитану не выдали в пику художнику А.К. Саврасову, который очень ценил своего ученика Левитана, а вот коллег ругал и обзывал бездарностями... (этот факт также приводит А.В. Кирьянова).
Почему художник Левитан писал пейзажи и не писал людей? Есть такая версия, что Левитан придерживался религиозного запрета на изображение людей. Но она, как сейчас выражаются, не "валидна": ведь известны автопортреты самого Левитана.
Есть и написанные им портреты Софьи Кувшинниковой (мы уже видели), А.П.Чехова, портреты его кисти других, известных и неизвестных нам людей.
Вновь обратимся к объяснению психолога. С разными людьми приходилось встречаться художнику. "Жизнь - это люди, с которыми мы встречаемся. И они несут нам добро или зло…
Может, поэтому Левитан людей не писал. Он русскую природу любил безмерно; она всегда добра и спокойна. Величава и молчалива. Она умиротворяет и лечит. А люди - люди непредсказуемы… Могут вас накормить и спасти. А могут довести до погибели просто так, по прихоти злого сердца…" (А.В. Кирьянова).
ОСЕНЬ на картинах Исаака Левитана. "Осенний пейзаж с церковью" и другие картины
Что было с художником после окончания училища?
Ну, а что было. Напряженный труд, который вместе с пережитыми волнениями сказался на здоровье (сердце, аритмия). В 1886 году Левитан съездил в Крым, несколько окреп, организовал выставку пейзажей. Потом возглавил пейзажный класс в частном Училище изящных искусств художника-архитектора А.О. Гунста.
И в 1887 году впервые отправился на Волгу, которую, оказывается, так давно мечтал увидеть - ее же так много писал любимый учитель, Алексей Саврасов. Первая поездка на Волгу не впечатлила художника, какой-то тоскливой, даже мертвой показалась ему река, о чем Левитан и написал своему другу Чехову.
А вот вторая поездка, 1888 года, о которой мы уже знаем, оказалась более успешной.
В 1887 году Левитан впервые отправился на Волгу, которую давно мечтал увидеть.
Впоследствии художник Исаак Левитан стал членом Товарищества передвижных художественных выставок. В жизни ему очень помогал меценат Сергей Морозов, предоставил, например, художнику удобную мастерскую в Трехсвятительском переулке.
В 1892 г. Левитану пришлось выехать из Москвы. В Российской империи со времен Екатерины II существовала т.наз. черта оседлости для евреев. Исключением являлись отдельные категории, как то: купцы первой гильдии, лица с высшим образованием, и нек.др. Некоторое время Левитан жил в Тверской, затем Владимирской губерниях. Результатом явилась картина "Владимирка", на которой художник изобразил знаменитую дорогу для каторжан.
В 1898 году пришло и официальное признание. Левитану было присвоено звание академика пейзажной живописи, и он начал преподавать в том самом училище живописи и ваяния, где когда-то обучался сам.
В картинах Левитана видят элементы импрессионизма. Далеко не все искусствоведы согласны с этим утверждением, все-таки он писал реалистические пейзажи. Но вот скажите: где вы видели в природе такую звенящую медь, как на картине "Золотая осень" (не буду здесь публиковать, она общеизвестна), или такие краски, как на менее известных картинах "Ствол дуба ранним летом", "Тростники и кувшинки", или такой контраст, как, например, на полотне "Озеро в лесу" или на неоконченной картине "Озеро"? Художник передает нам впечатление, impression (фр.). В его картинах, безусловно, переплетаются импрессионизм и реализм.
В картинах Левитана видят элементы импрессионизма.
Не буду пересказывать всю биографию Левитана, она известна. Скончался художник в 1900 г. в возрасте 39 лет, месяц с небольшим не дожив до своего 40-летия. Рассказывают, что в свой последний год Левитан ходил, опираясь на палку, задыхался, сердце у него болело непрерывно.