Мы живем в печальное время, когда постоянно уходят в мир иной наши любимые музыканты. За последние несколько лет не стало несколько человек, которых я не просто уважал, но боготворил - Крис Сквайр, Эдгар Фрёзе, Эдди ван Хален. В прошлом году к ним присоединился просто-напросто столп мировой прог-арены, великолепный ударник, поэт и философ - Нил Пирт. Без него группы Rush нет и быть не может, поэтому самое время подытожить их славный путь длиной в полвека.
Rush - важнейшая для меня группа. Но мне о ней писать очень легко. В ней все просто, нет двойного дна. Это образцовая, очень уважаемая, честная, серьезная и прямолинейная прогрессив-группа из Канады. Может, не самая известная широким кругам, но уважаемая точно. Это такая же ключевая группа для рока, как Kraftwerk для электроники. Без преувеличения - весь мэйнстримовый хард-рок, метал и нео-прог, начиная от Metallica и заканчивая Dream Theater - вышел из Рашевской шинели.
Уважают Rush в том числе и за то, что они с 1968 года и до совсем недавнего времени так и шарашили свой серьезный, эпичный и политичный прог-рок, причем несгибаемо неизменным составом из трех человек.
Rush - группа редкой музыкальной судьбы. Образовавшись еще в конце 60-х, в эпоху расцвета первой волны прогрессива, группа перетерпела ее скрипя зубами, поскольку ей не удавались "обязательные" 20-минутные эпики. Наверно, потому что у трех человек не было всех выразительных средств, да и вокалист там только один - нечем делать все эти переплетения партий и патетические хоры.
Зато были у них, как следует из названия группы, только мощь и напор. Поэтому в отличие от других столпов прогрессива, их ранние альбомы не стали у меня объектом ностальгии и эталоном для подражания, а расцвет Rush, на мой взгляд, пришелся на вторую волну прога, когда он стал "радиоформатным" - с 1980 года. Так или иначе, несмотря на постоянное развитие и изменение звука группы - от хеви-метала через прогрессив к синтезаторному звуку, затем обратно к гитарному хард-року, у Rush всегда был свой, очень узнаваемый звук, и свои фирменные аккордовые прогрессии.
Rush - Prime Mover ("Hold Your Fire", 1987)
Ну а тексты у группы - настоящие философские трактаты на каждый день. И они никогда не были понтами - это были просто небольшие зарисовки житейской мудрости. Такова и Prime Mover, повествующая о главной мотивации к жизни.
Каждый из участников группы Rush, безусловно, достоин своей персональной истории и анализа. Я постарался подобрать у этой группы песни, которые наиболее точно отражают каждого из них.
...............
Geddy Lee: ведущий вокал, бас-гитара, клавишные.
Песня: The Enemy Within ("Grace Under Pressure", 1984)
Его высекающий искры фальцет, возможно, рвался из глотки под впечатлением от Джона Андерсона. Но Гедди не Джон, и его голос, особенно в ранних альбомах, довольно противный. Мне по душе более позднее творчество Rush (начиная с альбома Permanent Waves), там где он, то ли образумившись, то ли надорвавшись, вдруг прекращает ВИЗЬЖЯЯЯТТЬ!! и начинает петь.
Вот что стоит более внимательного изучения - так это его бас - яркий, резкий, взрывной и мелодичный. Редкий феномен - бас у Rush играет большую роль в формировании саунда, чем электрогитара. По большому счету Гедди - поющий басист, поэтому его вокальные партии часто повторяют его же бас. При этом Гедди ухитряется еще и управляться со всеми синтами, для чего на сцене он пользует ножные клавиатуры. Ему явно не помешала бы пара-тройка лишних конечностей, но его талант и человечищность видны и без этого. В Rush он отвечает за тревожность музыки, дерганность, если можно так выразиться, поэтому его вещь - резкая и нервная The Enemy Within, посвященная, как и многие другие песни Rush, внутренней борьбе со своими слабостями.
...............
Neil Peart: ударные, лирика.
Песня: Far Cry ("Snakes and Arrows", 2007)
Нил Пирт просто как человек и явление вызывает у меня безмерное восхищение и уважение.
Во-первых, он всегда очень серьезный, но видно что добрый.
Во-вторых, он офигительный ударник, наверно, лучший из всех, кого я слышал. Он 40 лет стабильно удерживал верхние строчки в списках лучших барабанщиков от "Classic Rock" и "Rolling Stone".
Он один из немногих, кто может выдать на сцене свой собственный сольный перфоманс на ударных минут на восемь, и чем старше он становится, тем лучше он это делает (сравните его сольные номера в "Show Of Hands" 1989 года и, например, "Rush in Rio" 2003-го). Что-то подобное я слышал только в исполнении не менее великого Карла Палмера. В песнях Rush именно он создает этот вектор импульсивности, высокого напряжения и дикого, искушенного драйва.
В-третьих, именно он автор почти всех текстов Rush, а там и научная фантастика, и глобальные проблемы, и социальная злободневность, все как положено. Тексты у Нила просто выдающиеся.
В-четвертых, ему выпало множество личных испытаний. В конце 1990-х он в течение года потерял жену и дочь. Нил превозмог это, а потом смог вернуться в строй и продолжить свою жизнь в Rush. Поэтому его вещь - Far Cry, повествующая о волевом возвращении в этот мир, невзирая на все потрясения.
"One day I feel I'm on top of the world
And the next it's falling in on me
I can get back on, I can get back on"
Земля пухом и вечное уважение Нилу Пирту.
...............
Alex Lifeson: гитары.
Песня: Kid Gloves ("Grace Under Pressure", 1984)
Алекс Лайфсон в Rush наименее заметен (что довольно странно, при трех-то участниках). Он, на мой взгляд, один из самых недооцененных гитаристов в мире. С другой стороны, он в этом плане похож на Брайана Мэя. Ведь гитара Лайфсона, как и гитара Мэя в ранних Queen, является хоть и неяркой, но все же цементирующей основой общего звука.
Лайфсон не любит длинные соло, поэтому успейте услышать его в коротких взрывах, жестких и емких, с большим количеством рычага и эмоциональных изменений тембра. Взять хоть часть его соло в Kid Gloves: с 2:33 по 2:42 - это вообще блин повторить можно?!
Надо сказать, что к такой гитарной работе он шел очень долго - в ранних альбомах он далеко не так интересен. Но к началу 1980-х годов он развился в очень грамотного ритм- и рифф-гитариста и периодически выдает красивейшие акустические фрагменты.
................
Rush - The Big Money ("Power Windows", 1985)
Я иногда думаю о том, что изучение истории музыки может многое дать при анализе перспектив твоего собственного музыкального будущего. Главный вывод у меня пока такой – все нужно делать на максимуме возможностей, и главное – вовремя.
Взять хотя бы альбом Power Windows. Это же просто охе@ительный альбом, я считаю его лучшим у Rush. Эта музыка бьется током. Столько задора, энергии, уверенности в одном альбоме я еще не слышал. Альбом крепко сбит, наполнен здоровой злостью, сдержанной яростью, ощущением пробивной силы выживания, несмотря ни на что, с социальными и политическими текстами, актуальными по сей день. 150% драйва, бешеного и напряженного, как сжатая до предела рессора. Композиции короткие, целостные, великолепно записанные, с мягким, но кристально четким, богатым, плотным звучанием. При всем этом альбом легок для восприятия, в нем нет давления на перепонки резью электрушных power-аккордов и патетическим надрывом - нужный эффект достигается только роскошью изящного звучания и интеллигентным наполнением. Больше никогда, ни до, ни после, у Rush не было и не будет такого качественного звука.
Тем не менее, альбом плохо продавался и подвергся критике! И за что! За продолжение увлечением электроникой, начатом еще в 1982 году в альбоме “Signals”! За то, что Пирт, лучший ударник мира, “опустился” до использования синтетических ударных и барабанных лупов! Да разве ему это можно поставить в вину, когда результат – просто феерическая россыпь искушеннейших барабанных партий!
По сути, как я вижу, претензия к альбому одна – он вышел слишком поздно. Ведь он – аналог Yes-овского альбома "90125". И тот, и другой ставили целью собственное выживание, а для этого необходимо было влиться в новые тенденции, приблизиться к мейнстриму. И при этом попытаться все-таки остаться собой. Оба альбома с блеском выполнили эту задачу, но "90125" 1983 года успел это показать миру, а "Power Windows" 1985-го – уже нет.
Rush - Grand Designs ("Power Windows", 1985)
Но время расставляет все по местам. Сейчас уже совсем не важна вся эта точная хронология. К 1985 году уже загибалась вторая волна прогрессива в лице Camel, Marillion и Saga. Так что без "Power Windows" не было бы третьей волны – ни Pendragon, ни Dream Theater. Этот альбом – один из важнейших, эпохальных событий прогрессив-рока, и он достоин самых почетных лавров и места на золотой полке. По крайней мере, у меня так.
Rush - Time Stand Still (Hold Your Fire, 1987)
Сейчас, шастая по городу с новой для меня музыкой в наушниках, я давно уже не надеюсь, что какая-то композиция меня потрясет.
А раньше такое бывало. Я вполне помню дороги, переулки и прочую окружающую обстановку, когда со мной происходили вдруг всякие физические ощущения, связанные с музыкой. То камера начинает резко отъезжать, то глаза вылазят наружу и движутся к ушам, отчего резко увеличивается угол зрения, то детализация мира становится такой, как будто у тебя вместо глаз телескопы.
Не, я ничего не курил. Никогда. Это такие экстатические игры мозга, который осознает, что вот именно сейчас, в этот момент, он встречается с чем-то неземным. В такие моменты я, помнится, тихонечко отползаю куда-нибудь на лавочку, углубляюсь в себя и дослушиваю уже эту композицию, питаясь ей, как сверхчувствительный датчик. Потом меня отпускает и я иду дальше, радуясь, что нашел себе еще нетленку в личную коллекцию. Такие встречи были с Олдфилдом, с Yes, с Camel.
Тем удивительнее было получить такой удар под дых от вполне логичной группы Rush.
Это была "Time Stand Still". Отбросив эмоции - разберу ее логически. Бывает так, что с возрастом мы теряем способность удивляться и испытывать хоть какие-то эмоции, но все еще жаждем, чтобы мир снова обрел краски. Ощущение острого хотения хоть чего-нибудь хотеть, желание остановить время, чтобы в образовавшейся тишине снова посмотреть вокруг, всегда было очень близко мне. Песня выразила это состояние души с кристальной ясностью, честностью, взрослостью и тревогой.
Эта песня - первая, сподвигшая меня на написание кавера. Я не буду его ставить - он был записан лет 12 назад, а я тогда не особо умел петь. Вот соберусь и запишу его снова. Так или иначе - я хотя бы подобрал ее для гитары. Это уже достижение.
"Summer's going fast, nights growing colder
Children growing up, old friends growing older
Freeze this moment a little bit longer
Make each sensation a little bit stronger"
......
Rush - Mystic Rhythms ("Power Windows", 1985)
Лучшая песня Rush также не является для них типичной. Эти тяжелые, местами диссонансные рокеры с громогласными ударными и визжащим вокалом - они вдруг застыли в оцепенении и посмотрели в небо. И нашли там ответ. "Mystic Rhythms" - взрослая, романтическая, созерцательная, мудрая - это самоосознающая точка зрения человека, понявшего что-то ключевое в жизни. После этой песни у них уже никогда не будет такого звука и такой светлой, спокойной, всепринимающей задумчивости в музыке. Ибо это не их стиль.
"More things than are dreamed about -
Unseen and unexplained
We suspend our disbelief
And we are entertained"
......
Их последний альбом "Clockwork Angels" вышел почти 10 лет назад. Разумеется, они уже задолго до этого достигли такого статуса, чтобы не быть никому и ничем обязанными. Просто пусть их помнят.