Найти в Дзене
Жизнь с Музыкой

12 сентября - день рождения великого Нила Пирта. Вспоминаем культовую группу Rush.

Мы живем в печальное время, когда постоянно уходят в мир иной наши любимые музыканты. За последние несколько лет не стало несколько человек, которых я не просто уважал, но боготворил - Крис Сквайр, Эдгар Фрёзе, Эдди ван Хален. В прошлом году к ним присоединился просто-напросто столп мировой прог-арены, великолепный ударник, поэт и философ - Нил Пирт. Без него группы Rush нет и быть не может, поэтому самое время подытожить их славный путь длиной в полвека.

Шутки кончились - это Rush. Алекс Лайфсон, Нил Пирт и Гедди Ли.
Шутки кончились - это Rush. Алекс Лайфсон, Нил Пирт и Гедди Ли.

Rush - важнейшая для меня группа. Но мне о ней писать очень легко. В ней все просто, нет двойного дна. Это образцовая, очень уважаемая, честная, серьезная и прямолинейная прогрессив-группа из Канады. Может, не самая известная широким кругам, но уважаемая точно. Это такая же ключевая группа для рока, как Kraftwerk для электроники. Без преувеличения - весь мэйнстримовый хард-рок, метал и нео-прог, начиная от Metallica и заканчивая Dream Theater - вышел из Рашевской шинели.

Уважают Rush в том числе и за то, что они с 1968 года и до совсем недавнего времени так и шарашили свой серьезный, эпичный и политичный прог-рок, причем несгибаемо неизменным составом из трех человек.

Rush - группа редкой музыкальной судьбы. Образовавшись еще в конце 60-х, в эпоху расцвета первой волны прогрессива, группа перетерпела ее скрипя зубами, поскольку ей не удавались "обязательные" 20-минутные эпики. Наверно, потому что у трех человек не было всех выразительных средств, да и вокалист там только один - нечем делать все эти переплетения партий и патетические хоры.

Зато были у них, как следует из названия группы, только мощь и напор. Поэтому в отличие от других столпов прогрессива, их ранние альбомы не стали у меня объектом ностальгии и эталоном для подражания, а расцвет Rush, на мой взгляд, пришелся на вторую волну прога, когда он стал "радиоформатным" - с 1980 года. Так или иначе, несмотря на постоянное развитие и изменение звука группы - от хеви-метала через прогрессив к синтезаторному звуку, затем обратно к гитарному хард-року, у Rush всегда был свой, очень узнаваемый звук, и свои фирменные аккордовые прогрессии.

-2

Rush - Prime Mover ("Hold Your Fire", 1987)

Ну а тексты у группы - настоящие философские трактаты на каждый день. И они никогда не были понтами - это были просто небольшие зарисовки житейской мудрости. Такова и Prime Mover, повествующая о главной мотивации к жизни.

Каждый из участников группы Rush, безусловно, достоин своей персональной истории и анализа. Я постарался подобрать у этой группы песни, которые наиболее точно отражают каждого из них.
...............
Geddy Lee: ведущий вокал, бас-гитара, клавишные.
Песня:
The Enemy Within ("Grace Under Pressure", 1984)

Гедди Ли !!!!
Гедди Ли !!!!

Его высекающий искры фальцет, возможно, рвался из глотки под впечатлением от Джона Андерсона. Но Гедди не Джон, и его голос, особенно в ранних альбомах, довольно противный. Мне по душе более позднее творчество Rush (начиная с альбома Permanent Waves), там где он, то ли образумившись, то ли надорвавшись, вдруг прекращает ВИЗЬЖЯЯЯТТЬ!! и начинает петь.

Вот что стоит более внимательного изучения - так это его бас - яркий, резкий, взрывной и мелодичный. Редкий феномен - бас у Rush играет большую роль в формировании саунда, чем электрогитара. По большому счету Гедди - поющий басист, поэтому его вокальные партии часто повторяют его же бас. При этом Гедди ухитряется еще и управляться со всеми синтами, для чего на сцене он пользует ножные клавиатуры. Ему явно не помешала бы пара-тройка лишних конечностей, но его талант и человечищность видны и без этого. В Rush он отвечает за тревожность музыки, дерганность, если можно так выразиться, поэтому его вещь - резкая и нервная The Enemy Within, посвященная, как и многие другие песни Rush, внутренней борьбе со своими слабостями.

...............

Neil Peart: ударные, лирика.
Песня:
Far Cry ("Snakes and Arrows", 2007)

Великий и неподражаемый Нил Пирт.
Великий и неподражаемый Нил Пирт.

Нил Пирт просто как человек и явление вызывает у меня безмерное восхищение и уважение.

Во-первых, он всегда очень серьезный, но видно что добрый.

Во-вторых, он офигительный ударник, наверно, лучший из всех, кого я слышал. Он 40 лет стабильно удерживал верхние строчки в списках лучших барабанщиков от "Classic Rock" и "Rolling Stone".

Он один из немногих, кто может выдать на сцене свой собственный сольный перфоманс на ударных минут на восемь, и чем старше он становится, тем лучше он это делает (сравните его сольные номера в "Show Of Hands" 1989 года и, например, "Rush in Rio" 2003-го). Что-то подобное я слышал только в исполнении не менее великого Карла Палмера. В песнях Rush именно он создает этот вектор импульсивности, высокого напряжения и дикого, искушенного драйва.

В-третьих, именно он автор почти всех текстов Rush, а там и научная фантастика, и глобальные проблемы, и социальная злободневность, все как положено. Тексты у Нила просто выдающиеся.

В-четвертых, ему выпало множество личных испытаний. В конце 1990-х он в течение года потерял жену и дочь. Нил превозмог это, а потом смог вернуться в строй и продолжить свою жизнь в Rush. Поэтому его вещь - Far Cry, повествующая о волевом возвращении в этот мир, невзирая на все потрясения.

"One day I feel I'm on top of the world
And the next it's falling in on me
I can get back on, I can get back on"

Земля пухом и вечное уважение Нилу Пирту.

...............

Alex Lifeson: гитары.
Песня:
Kid Gloves ("Grace Under Pressure", 1984)

-5

Алекс Лайфсон в Rush наименее заметен (что довольно странно, при трех-то участниках). Он, на мой взгляд, один из самых недооцененных гитаристов в мире. С другой стороны, он в этом плане похож на Брайана Мэя. Ведь гитара Лайфсона, как и гитара Мэя в ранних Queen, является хоть и неяркой, но все же цементирующей основой общего звука.

Лайфсон не любит длинные соло, поэтому успейте услышать его в коротких взрывах, жестких и емких, с большим количеством рычага и эмоциональных изменений тембра. Взять хоть часть его соло в Kid Gloves: с 2:33 по 2:42 - это вообще блин повторить можно?!

Надо сказать, что к такой гитарной работе он шел очень долго - в ранних альбомах он далеко не так интересен. Но к началу 1980-х годов он развился в очень грамотного ритм- и рифф-гитариста и периодически выдает красивейшие акустические фрагменты.

................

Rush - The Big Money ("Power Windows", 1985)

Я иногда думаю о том, что изучение истории музыки может многое дать при анализе перспектив твоего собственного музыкального будущего. Главный вывод у меня пока такой – все нужно делать на максимуме возможностей, и главное – вовремя.

Взять хотя бы альбом Power Windows. Это же просто охе@ительный альбом, я считаю его лучшим у Rush. Эта музыка бьется током. Столько задора, энергии, уверенности в одном альбоме я еще не слышал. Альбом крепко сбит, наполнен здоровой злостью, сдержанной яростью, ощущением пробивной силы выживания, несмотря ни на что, с социальными и политическими текстами, актуальными по сей день. 150% драйва, бешеного и напряженного, как сжатая до предела рессора. Композиции короткие, целостные, великолепно записанные, с мягким, но кристально четким, богатым, плотным звучанием. При всем этом альбом легок для восприятия, в нем нет давления на перепонки резью электрушных power-аккордов и патетическим надрывом - нужный эффект достигается только роскошью изящного звучания и интеллигентным наполнением. Больше никогда, ни до, ни после, у Rush не было и не будет такого качественного звука.

Тем не менее, альбом плохо продавался и подвергся критике! И за что! За продолжение увлечением электроникой, начатом еще в 1982 году в альбоме “Signals”! За то, что Пирт, лучший ударник мира, “опустился” до использования синтетических ударных и барабанных лупов! Да разве ему это можно поставить в вину, когда результат – просто феерическая россыпь искушеннейших барабанных партий!

По сути, как я вижу, претензия к альбому одна – он вышел слишком поздно. Ведь он – аналог Yes-овского альбома "90125". И тот, и другой ставили целью собственное выживание, а для этого необходимо было влиться в новые тенденции, приблизиться к мейнстриму. И при этом попытаться все-таки остаться собой. Оба альбома с блеском выполнили эту задачу, но "90125" 1983 года успел это показать миру, а "Power Windows" 1985-го – уже нет.

Rush - Grand Designs ("Power Windows", 1985)

Но время расставляет все по местам. Сейчас уже совсем не важна вся эта точная хронология. К 1985 году уже загибалась вторая волна прогрессива в лице Camel, Marillion и Saga. Так что без "Power Windows" не было бы третьей волны – ни Pendragon, ни Dream Theater. Этот альбом – один из важнейших, эпохальных событий прогрессив-рока, и он достоин самых почетных лавров и места на золотой полке. По крайней мере, у меня так.

Rush - Time Stand Still (Hold Your Fire, 1987)

Сейчас, шастая по городу с новой для меня музыкой в наушниках, я давно уже не надеюсь, что какая-то композиция меня потрясет.

А раньше такое бывало. Я вполне помню дороги, переулки и прочую окружающую обстановку, когда со мной происходили вдруг всякие физические ощущения, связанные с музыкой. То камера начинает резко отъезжать, то глаза вылазят наружу и движутся к ушам, отчего резко увеличивается угол зрения, то детализация мира становится такой, как будто у тебя вместо глаз телескопы.

Не, я ничего не курил. Никогда. Это такие экстатические игры мозга, который осознает, что вот именно сейчас, в этот момент, он встречается с чем-то неземным. В такие моменты я, помнится, тихонечко отползаю куда-нибудь на лавочку, углубляюсь в себя и дослушиваю уже эту композицию, питаясь ей, как сверхчувствительный датчик. Потом меня отпускает и я иду дальше, радуясь, что нашел себе еще нетленку в личную коллекцию. Такие встречи были с Олдфилдом, с Yes, с Camel.

Тем удивительнее было получить такой удар под дых от вполне логичной группы Rush.

Это была "Time Stand Still". Отбросив эмоции - разберу ее логически. Бывает так, что с возрастом мы теряем способность удивляться и испытывать хоть какие-то эмоции, но все еще жаждем, чтобы мир снова обрел краски. Ощущение острого хотения хоть чего-нибудь хотеть, желание остановить время, чтобы в образовавшейся тишине снова посмотреть вокруг, всегда было очень близко мне. Песня выразила это состояние души с кристальной ясностью, честностью, взрослостью и тревогой.

Эта песня - первая, сподвигшая меня на написание кавера. Я не буду его ставить - он был записан лет 12 назад, а я тогда не особо умел петь. Вот соберусь и запишу его снова. Так или иначе - я хотя бы подобрал ее для гитары. Это уже достижение.

"Summer's going fast, nights growing colder
Children growing up, old friends growing older
Freeze this moment a little bit longer
Make each sensation a little bit stronger"

......

Rush - Mystic Rhythms ("Power Windows", 1985)

Лучшая песня Rush также не является для них типичной. Эти тяжелые, местами диссонансные рокеры с громогласными ударными и визжащим вокалом - они вдруг застыли в оцепенении и посмотрели в небо. И нашли там ответ. "Mystic Rhythms" - взрослая, романтическая, созерцательная, мудрая - это самоосознающая точка зрения человека, понявшего что-то ключевое в жизни. После этой песни у них уже никогда не будет такого звука и такой светлой, спокойной, всепринимающей задумчивости в музыке. Ибо это не их стиль.

"More things than are dreamed about -
Unseen and unexplained
We suspend our disbelief
And we are entertained"

-6

......

Их последний альбом "Clockwork Angels" вышел почти 10 лет назад. Разумеется, они уже задолго до этого достигли такого статуса, чтобы не быть никому и ничем обязанными. Просто пусть их помнят.