Добрый день друзья!
Немного истории – первый магистральный газ пошёл в Европу через Польшу в 1973 году.
Затем в 1978 году спошёл газ по трубе Оренбург-Помары-Ужгород и в 1984 году Уренгой-Помары-Ужгород. В переводе на сегодняшний язык, газопроводы были построены во времена СССР, на деньги Союза и окупились уже с советские времена.
Вариант с Украиной не самый лучший, как по длине маршрута, так и по стоимости, но тогда в проект вмешалась политика и это был единственный вариант прокладки трубы.
К моменту развала Союза Советских Украина получила готовую ГТС, которая требовала лишь проведения ТО и профилактических работ. Транзит приносил чистую прибыль без особых затрат. Газопровод «ушёл» в собственность Украины безо всяких условий.
Как шли дела на Украине – все знают. Ни ТО, ни профилактики. По необходимости латали дыры (текучка, косметический ремонт). Газопроводу 44 года – срок изрядный. Система не тошлько постарела, но и устарела, хотя пока и работоспособна. Заниматься ею было недосуг, а сейчас это ещё и денег стоит, которых у Украины нет. Это понимают в России, это понимают в Европе, это понимает и Украина. В случае крупной аварии и остановки транзита ответственность ложится на транзитёра, но Украина не чешется – «У нас денег нет!»
Ох уж эта политика и политики! Да ещё и жадность! Ненадёжность транзитёра привела к проекту СП через Балтику, а потом и СП-2. Всё может быть как-то и утряслось с интересом Украины, но она полезла на рожон (я пока только об экономике и соблюдении пунктов контракта). В результате труба лежит в земле, гниёт, а газ по ней не идёт («Газпром» выполняет контракты с минимальным участием Украины, либо просто оплачивает резервирование). Украина недовольна, требует компенсации за простой, выдвигает требования в связи с потерями. Только немного забыли, что теряют они «лишние» деньги. Труба построена не ими и давно уже окупилась.
Для Украины дело худо, халява заканчивается. Они понимают, что трубе не так долго осталось жить, вот и пытаются напоследок выжать всё до капли. Контрактные деньги идут предоплатой (даже если не все сразу, а траншами, но вперёд). Контракт заканчивается в 2024 году, а дальше неизвестность с туманными обещаниями Европы и Америки. Украина требует жёстких гарантий (пока никто их не даёт), на транзит в устраивающем её объёме на 15-25 лет. «Умрёт» труба раньше этого срока – знать судьба, но мы взяли всё, что смогли. А вот если объёмов не будет, то и денег халявных не будет.
Украина, утверждавшая, что она самый надёжный транзитёр и партнёр заявляет Европе: «Не будет требуемого нами объёма прокачки, так мы вовсе перекроем кран! Нас не волнуют ваши проблемы и контракты!» В то же время, Украина плотно работает над привлечением к участию в ГТС Европы и Америки – если они войдут в состав управления, то им и решать вопросы с прокачкой, договариваться с Россией, думать о техническом состоянии ГТС. То есть, все вопросы на Европе, а Украина лишь получает деньги за транзит без головной боли. Но и в Европе это понимают, а потому желающих нет.
Договариваться с Россией, как деловой партнёр, Украина отказалась. Все требования в нарушение контрактов (со стороны Украины) с расчетом, что европейские суды примут «правильное» решение. С Европой и Америкой договориться тоже не выходит – их не устраивают вороватые назначенцы на главных постах в «Нафтогазе», не устраивают требования Украины к европейским компаниям, недоговороспособность (отказ идти на компромиссы), попытки шантажа и угроз.
Дорогой газ внутри страны называют ценой за НЕЗАВИСИМОСТЬ. На самом деле никакого реверса нет. Для этого надо газ пускать в обратную сторону из Европы (обходных дублирующих систем нет), а значит газ не пойдёт в Европу и из чего тогда брать этот реверс? Газ отбирается сразу на границе с Россией, а по документам оформляется, как реверсный с ростом цены за него. Не качали – значит денег не тратили. Весь «излишек» честно пилится с чиновниками из страны-реверсёра. Страдают от этого только граждане Украины, да предприятия, использующие газ.
Круто закладывают на поворотах, не так ли?