Найти в Дзене
Александр Залесов

Почему не нужно воспринимать серьёзно топ-250 КиноПоиска (как и другие подобные рейтинги)

Оглавление
Моё лицо, когда кто-то говорит, что доверяет только топу-250 КиноПоиска
Моё лицо, когда кто-то говорит, что доверяет только топу-250 КиноПоиска

Привет, меня зовут Саша. Я кинокритик. Обычно говорить о кино здорово, я люблю помогать друзьям выбирать фильмы на просмотр. Но в один момент кто-то обязательно скажет: «А давайте откроем топ-250 Кинопоиска, там только лучшее» или «Не, у этого фильма оценка 6.2, я такое не смотрю». Тут меня конкретно сносит и я могу начать буйствовать. Чтобы этого не происходило, опишу доводы текстом.

1. Среднее по больнице

Рейтинг — это победа среднего мнения. Здесь можно и закончить, но продолжим. Какое-то достаточно большое количество людей решило, что «Зелёная миля» — фильм, достойный оценки 9. Так у него оказалась первая строчка в рейтинге. Не факт, что это любимый фильм всех этих людей. Даже скорее всего — нет. У кого-то самой любимой может быть неизвестная югославская документалка, а у другого — мультсериал о вампирах на Нетфликсе. Но если у всех вас на втором месте после любимого оказывается «Зелёная миля», то она и выигрывает место по рейтингу.

Получается, что речь не про лучшее, а про то, вокруг чего согласно большинство. Из-за этого многие интересные, но противоречивые фильмы остаются, конечно, вне рейтинга. Вокруг них у массового зрителя нет согласия.

Моё лицо, когда человек говорит: «Этот фильм — твёрдая 5 из 10», а потом оказывается, что он не ставит оценки выше 7
Моё лицо, когда человек говорит: «Этот фильм — твёрдая 5 из 10», а потом оказывается, что он не ставит оценки выше 7

2. «Оценка» бессмысленна без интерпретации

Даже если всем дать одну шкалу оценивания, люди будут по-разному её применять. Для кого-то оценка 5 — это крепкий середняк, а для другого — почти полный провал. Оценки имеют смысл только если мы знаем, что под ними понимают люди. Если пройтись по профилям на КиноПоиске, мы увидим, что тысячи зрителей не ставят оценки ниже 7. То есть их 7 — это самая плохая оценка, 8 — «хорошо», а 9 и 10 — «отлично». А есть другие люди, которые в среднем ставят 4 и 5 и очень редко дают 8 и 9 (10 — почти никогда). Две эти системы имеют смысл сами по себе, но когда их результаты сливают в единый рейтинг, всё теряет смысл.

3. Сильно зависит от аудитории

Представьте, вы росли в 90-е и ваш любимый фильм — «Терминатор». Люди вашего поколения тоже массово увлекались этим фильмом. Вы все приходите на сайт КиноПоиск и ставите «Терминатору» 10 из 10. А есть люди, которые родились в 2000-е и их любимый фильм — «Мстители». Они тоже массово приходят и ставят ему 10 из 10. А ещё есть ваши родители, которые считают, что лучше всего советская «Ирония судьбы». И они тоже приходят и ставят свои оценки.

Что мы видим на этом примере? Есть разные аудитории, которые смотрят и любят разные фильмы. Когда они приходят и массово выставляют оценку какому-то фильму — он оказывается в рейтинге. А если не приходят — то не оказывается. Так как голосование на сайте КиноПоиск не является обязательным, в рейтинге оказываются те фильмы, чьи фанаты сидят на сайте КиноПоиск.

19 место «Операции "Ы"» и 22 место «Джентльменов удачи» — только из-за пока преобладающего поколения людей, родившегося в позднем СССР. Уже скоро эти фильмы исчезнут из топа-250
19 место «Операции "Ы"» и 22 место «Джентльменов удачи» — только из-за пока преобладающего поколения людей, родившегося в позднем СССР. Уже скоро эти фильмы исчезнут из топа-250

Это особенно стало видно с последним обновлением рейтинга, согласно которому учитываются только оценки, полученные фильмом за последний год. Хочешь, чтобы фильм попадал в топ-250 — раз в год проставляй ему оценку.

4. Критерий — популярность и массовость

Давайте подумаем, как люди вообще ставят оценки. Чем они руководствуются?

Во-первых, люди оценивают то, что они смотрели. Чем массовее фильм, тем скорее он окажется в рейтинге. Да, маленькие шедевры тоже попадаются, но скорее это то, вокруг чего сформировалась небольшая, но преданная фанатская база и у чего нет плохих оценок. Чем больше фильм вызывает споров (а значит и неподдельного интереса), тем менее вероятно, что он попадёт в рейтинг.

Во-вторых, люди подвержены влиянию. Например, общественного мнения. «Побег из Шоушенка» считается классикой, которую все любят. И люди, смотря этот фильм, воспринимают его как классику. Даже если он им не очень сильно понравился, они все равно ставят большую оценку — слишком сильно давление большинства.

Другой провал — ностальгия. Мы все помним, каким хорошим мультфильмом был «Король лев» в детстве и не задумываясь ставим ему 10 из 10. Это в нас говорят наши детские эмоции и чувства. Но должны ли мы быть вечно их заложниками или всё-таки перейдём в новую фазу, где мы можем понять, что есть ностальгия, а есть действительно хорошее кино.

Зачем нам вообще нужны рейтинги? Пользуетесь ли вы ими? Не было бы лучше, если бы фильмы вообще не оценивали цифрами?