Речь пойдёт не о тех моментах, когда всё в стране встаёт с ног на голову, вроде этого:
А о тех, когда это делалось вполне организованно, по решению начальства, которому лучше знать, чем моряку заниматься. В рассматриваемые в статье времена флоты комплектовались в немалой мере выходцами из сельской местности, так что многие моряки отлично знали, с какой стороны подходить к лошади .
А если и не знали, то кое-кого специально обучали, вот как этих российских гардемаринов:
Не думаю, что это делалось в рассуждении: а вдруг когда-нибудь им придётся повоевать в конном строю? Просто тогда это являлось частью общей культуры офицеров, да и как элемент физической подготовки тоже было не лишним. Нас вот в военно-морском училище не то что конями, но и автомобилями управлять не учили.
Ну, и прежде, чем покинуть родные пределы, вспомним ещё об одном моменте. Во время Первой мировой войны у нас была создана Кавказская Туземная конная дивизия из выходцев с Кавказа. Головорезы они были знатные, но вот с обслуживанием пулемётов и сапёрным делом у них были проблемы. И было решено сформировать в составе дивизии специальный Конный подрывной отряд.
И никого лучше для него не нашлось, кроме моряков из 2-го Балтийского флотского экипажа. Командовал капитан 2 ранга Б.А. Страдецкий. Всего по штату отряд насчитывал 12 офицеров и 216 нижних чинов. Все добровольцы. Чтобы не выделяться среди личного состава дивизии, моряки переоделись в кавказскую одежду, единственно, что погоны у них оставались морскими.
Вот на снимке строевой боцманмат Николай Васильевич Кушнарёв. Хотя и происходил из крестьян Смоленской губернии, но по роду занятий был купец. В 1910-11 годах ходил на крейсерах "Паллада" и "Россия". На фронте стал Георгиевским кавалером. Фото не самого лучшего качества, но на его погонах можно разглядеть буквы БФ:
Ещё моряки в черкесках, Георгиевские кавалеры:
Позже отряд ещё увеличился по числу личного состава и стал насчитывать 14 офицеров, 1 врача, 1 военного чиновника, 278 строевых и 9 нестроевых нижних чинов. С марта 1915 года назывался Отряд Балтийского флота при Кавказской туземной конной дивизии.
Самые первые изображения моряков-кавалеристов, причём взгромоздившихся на верблюдов, я нашёл в описании войны англичан в Судане 1884-5 годов:
Подпись поясняет, что это британская Naval Brigade. Вопрос, кто морская пехота, а кто сошедшие с кораблей для действий на берегу моряки, уже обсуждался в этом журнале. Ну вот, Naval Brigadе и есть эти самые моряки с британских кораблей. Однако далее в этой статье я остановлюсь и на морских пехотинцах, оседлавших длинноухих мулов.
Во время подавления восстания в Китае, моряки многих стран, ввязавшихся в это дело, тоже сунули ноги в стремена( и всем ведь было дело до китайцев, решивших избавиться от засилья наркотиков в стране. Только не помочь им в этой борьбе, а скорее, наоборот).
На снимке подразделение австро-венгерского флота. Так и подписано: K.u.K. Marine-Kavallerie in Tientsin. В Тянцзине, значит:
Австралийцы:
В том же Китае, но позже:
Это французские моряки, которым въезжают по лестнице к так называемому Морскому дому в Чунцине. Построен в 1902–1903 годах
по приказу главнокомандующего Дальневосточной морской эскадрой В. А. Поттье, служил для размещения команд кораблей-стационеров. За 2500 км от моря, кстати. Так он выглядел тогда:
Так выглядит вход сейчас, узнаёте лестницу? Конечно, ни о каких французских военных моряках в нём речи не идёт:
А это английские морские офицеры на лошадях, судя по всему во время интервенции на нашем Севере, 1918-20 годы:
Ну и о конной морской пехоте под конец.
Особенно французская морская пехота активно использовала лошадей во время войны в Алжире:
Как в глубине территории,
Так и при охране морских баз:
Fusiliers Marins - так называются французские морпехи.
Не отлынивали от седла и морпехи американские. Они как известно всегда охраняют дипломатические представительства своей страны. Только конный состав набирался из местных "кадров".
Так они выглядели в Китае между войнами:
А в Никарагуа во время длившейся почти 20 лет войны за независимость с местными повстанцами во главе с Сандино, пришлось довольствоваться мулами. Эта выносливая и вездеходная скотина позволяла им действовать в самых отдалённых и диких местах. Одевались они по моде того времени:
А это как раз на своём длинноухом скакуне:
Есть снимки целых отрядов, но совершенно некачественные, к сожалению. Зато есть хороший снимок памятника Сандино, восседающего на этой помеси осла и кобылы:
Ещё о моряках и животных в статьях:
Корабельные крысы 1,9 млн показов в ленте
Тараканы и флот - сожительство без любви
............................................................................................................................
Полный каталог статей журнала здесь