Найти в Дзене
Логист со стажем

Последняя миля - самый сложный этап доставки?

Оглавление
Фото предоставлено ресурсом Canva.com
Фото предоставлено ресурсом Canva.com

Проблемы на последней миле.

Последняя миля – это по сути самый дорогой этап доставки из-за того что курьерам необходимо произвести доставку на большое количество адресов, потратить на это кучу времени, а так же существенно усугубив амортизацию средства передвижения и затратить средства на ГСМ.

И не факт, что адресат будет ждать курьера дома и курьеру придется заезжать к получателю несколько раз вместо одного. А по статистике каждый третий клиент меняет свое местоположение, а каждый второй хочет это сделать на уровне опции в сервисе доставки.

Далее не все компании используют передовые технологии при маршрутизации последней мили и в итоге используют архаичные системы, которые уже не настолько эффективны в нынешней реальности.

Ну и в итоге, сами процессы связанные с доставкой на последней миле усложняются, вводятся дополнительные сервисы, требующие серьезных IT доработок, а это всегда время и деньги.

Фото предоставлено ресурсом Canva.com
Фото предоставлено ресурсом Canva.com

Чекаем последнюю милю, проверяем эффективность


Есть четыре основных пункта для проверки эффективности своей последней мили.

№1 Что происходит с моим заказом он-лайн?

В данном случае имеется ввиду возможность отслеживать заказ в реальном времени. Как логистом так и получателем. Есть ли у вашей компании такая возможность.

В западной парадигме, более 90% получателей хотели бы понимать, где находится их заказ в любое время между оформлением и получением. А половина из них просто отказывается от заказа в таком сервисе, если такой возможности нет или она не совсем качественная.

А так же логист, который понимает , что происходит с курьерами здесь и сейчас может эффективно влиять на ситуации и решать проблемные кейсы наиболее оперативно.

№2 Насколько эффективно используются ресурсы?

Данный вопрос подразумевает ответ, а насколько эффективно используется автотранспорт. Может ли тот же парк с такой же мощностью доставлять больше заказов, если перестроить систему маршрутизации.

Может ли логист быстро и эффективно строить маршруты, которые будут позволять увеличить объемы доставляемых заказов при неизменном количестве курьеров.

Ответ да. Если с ручного планирования перейти на автоматизированное.

№3 Вывозит ли ваша система нестабильный спрос?

При этом вопросе нужно понимать, что работа должна быть настроена таким образом, что бы не происходило пиковых нагрузок, а самые резкие колебания составляли порядка 10% увеличения (снижения) объема доставок.

Недопустимо несколько раз в год набирать штат сотрудников а потом их распускать после окончания сезона, это говорит о том , что работа спланирована не эффективно.

№4 Важна ли для вас обратная связь от клиентов?

На самом деле брать и анализировать информацию от клиентов это задача на уровне технологического оснащения, то есть должна вас занимать в первую очередь, потому что так вы быстрее выйдете на нужные векторы и более эффективно перенаправите ресурсы для развития своей доставки на последней миле.

Фото с ресурса Canva.com
Фото с ресурса Canva.com

Как же повысить эффективность последней мили?

1. Набор штат курьеров или привлечение аутсорсинга (или комбинированная модель – это наша личная рекомендация)

Если вы хотите организовать доставку собственного продукта в домашнем регионе, то необходимо обязательно создать свой. Хоть и небольшой, штат курьеров, которые будут соответствовать стандартам вашей компании и осуществлять доставку на последней миле с полным вашим контролем.

Если доставка планируется по всей территории РФ или за ее пределы, то конечно без участия сторонних операторов доставки не обойтись. Здесь может быть как 3PL операторы, так и представители фулфилмента, которые предоставляю так же и услуги хранения, обработки, упаковки и т.д.

Все зависит от ваших задач. Существуют так же чистые схемы, когда отправитель пользуется только своей доставкой или только сторонним оператором доставки или только фулфилментом. Эти консервативные схемы не всегда эффективны и больше подвержены рискам при нестандартных проблемных ситуациях.

2. Расстановка приоритетов и новые алгоритмы работы


В этом разделе будет важно упомянуть, что так же нужно понимать ваши самые главные цели.

Если клиенту нужно сделать удобнее, что бы он чувствовал себя комфортнее, то здесь значит необходимо делать упор на сужение временных интервалов доставки и чем они уже , тем выше процент выкупа с первого раза.

Если пока затраты не позволят вам это сделать, можно начать со схемы единых периодов, скажем в рабочее время с 10.00 до 18.00

Заказы с доставкой next day так же важно принимать, чем дольше – тем лучше и вопрос стоит только во времени, в течение которого будет производиться маршрутизация. Если это ручная работа, то 2-3 часа и сбор заказов нужно закончить, скажем в 15.00, а если планирование (автоматизированное естественно) занимает 30 минут, то сбор заказов смело можно отодвигать на 17 часов и за 2 часа набрать еще заказы, которые клиенты смогут уже получить на следующий день.

3. Автоматизация планирования и доставки

Что можно добить при введении автоматизированной маршрутизации:

  • на 20% увеличивает количество точек на одном маршруте
  • на 15% снижает пробег вашего парка
  • на 40% снижает количество звонков операторам по вопросам доставки
  • время на планирование сокращается с 2-3 часов до 10-30 минут.
Фото предоставлено ресурсом Canva.com
Фото предоставлено ресурсом Canva.com

Действия по запуску изменений

  1. Расставьте приоритеты и обозначьте главные цели
  2. Назначьте ответственных сотрудников за реализацию проекта
    запустите финансовую модель
  3. Тестовые запуски
  4. Анализ обратной связи от клиентов, курьеров, операторов.
  5. На основании собранных данных вводите проект в эксплуатацию
  6. «Играйтесь» сценариями на малых объемах для поиска более эффективного пути, не бойтесь тестировать смелые идеи сотрудников
  7. Назначьте результат который хотите получить и уверенно к нему стремитесь!

На сегодня это все, друзья!

Подписывайтесь на наш канал, смотрите, читайте, задавайте вопросы. получайте ответы!

До встречи!