Сколько развелось нынче систем воспитания – уму непостижимо. С утра считать начнешь – до вечера не кончишь. Тут все тебе, на любой вкус. И старые, замшелые педагогики, еще от Дидро и Песталоцци оставшиеся достанут, подновят, до товарного вида, и в дело запустят. И самые наиновейшие и крутейшие, от самых наимоднейших двадцатилетних педагогов с космическими ценниками за услуги. Им самим бы еще учиться, ан нет. Вещают, семинары проводят, себя пиарят. А как же, деньги-то надо зарабатывать. А тут – благодатное поле. Вещай чего хочешь, настаивай на своем, доказывай, убеждай. Никто не подкопается, потому как все ошибочные установки только через несколько лет всплывут, а к тому времени – поминай как звали. Новомодный коач уже менеджером по офисным продажам работает.
А в интернет заглянешь – глаза разбегаются. И Ушинский, и Белинский, и Монтессори, и вальдорфская школа, и то и се – голова кругом идет. В общем родители оказываются в этаком интернет-магазине. Выбираем, оплачиваем и приобретаем желаемое. И все бы отлично, да только речь то идет не о товаре, а о детях. Терзают меня смутные сомнения по поводу компетенции родителей в данном вопросе. Точно ли они знают, что приобретают? Какую судьбу в итоге своим детям предрекают? Уверены ли они, что при данной педагогической системе с конкретными педагогами они получат на выходе то, о чем мечтают? А главное, какие гарантии того, что новомодная педагогическая система не искалечит душу ребенка? Я вот насчет радужного будущего сильно сомневаюсь. Потому как процесс воспитания – дело длительное, а будущее даже завтрашнего дня сокрыто от нас туманом неизвестности.
И все-то главное у тех родителей, которые действительно озабочены воспитанием. Про тех, кто в садик, а потом в школу ребенка сплавил и забыл, про тех и не говорим. Про них отдельный разговор будет. А вот почему у родителей, действительно интересующихся воспитанием, тратящих на это время, душевные силы и деньги, порой немаленькие, в итоге вырастает нечто совсем далекое от идеала, о том и поговорим.
Как вы думаете, когда начинается процесс воспитания ребенка? С трех лет? С колыбели? С момента рождения? А вот и не угадали. Процесс воспитания будущего ребенка начинается с вашего детства и юности. Когда вы впервые осознали себя личностью и выбрали для себя образец для подражания. Старались в меру сил походить на него, работать над собой. Бороться со своими недостатками, стремиться, в конце концов к идеалу, не только в мечтах, но и в реальной жизни. Если таких мыслей и устремлений у вас отродясь не было, то никакая система никакие распрекрасные и гениальные психологи и педагоги, увы, не помогут вырасти вашему ребенку настоящим Человеком. И горя вы с ним хлебнете по полной.
Ребенок – он как губка впитывает в себя весь окружающий мир, бессознательно подражает самым главным для него людям – родителям. Присмотритесь внимательно к своему сыну, дочери. К соседским детям. Вот Петя точно также презрительно кривит рот, как папа. Маша командирским голосом требует подчинения – точь-в-точь, как мама. И сколько бы не твердили Васе, что ругаться нецензурно плохо, он все равно ругаться будет. Просто потому, что в его семье так принято. Мамка же каждое нормальное слово с матерным чередует, значит так и надо. То же самое и с курением, и с алкоголем, и с жадностью, и с вредностью, и со злобой, и со всеми другими вредными привычками и пороками. Разве что в подростковом возрасте в силу наступившего возрастного негативизма, а затем и в силу внутреннего убеждения ребенок начнет осознано поступать не так, как его родители. Мне, например известно о паре-тройке случаев, когда в семье чрезмерно злоупотребляющей спиртным вырастал сын, на дух не переносящий спиртное, ведущий осознанный трезвый образ жизни. Но это редчайшие исключения, а в основном «яблоко от яблони недалеко падает». Так что воспитание, мои дорогие родители надо начинать с самих себя. А про новейшие педагогические системы и принципы поговорим в следующий раз.