Найти в Дзене
Максим Ильяхов

Хватит давать бессмысленные советы. Почему мотивирующие статьи на самом деле не работают

Иногда авторы в статьях дают очевидные советы, которым сложно следовать. Я называю эти статьи «делайте зарядку», Сергей Король — «будьте счастливы»:

СОВЕТ → ПОЧЕМУ ТОЧНО НЕ ВЫПОЛНИШЬ

  • Делайте зарядку по утрам → Утром нет сил
  • Будьте счастливы и улыбайтесь → Жизнь — боль
  • Не ешьте на ночь, особенно мучное и сладкое → Самый страшный голод нападает ночью
  • Делегируйте полномочия подчиненным → Все подчиненные — дураки
  • Принимайте взвешенное решение о покупке → Нет времени и сил взвешивать
  • Попросите повышения на работе → Страшно получить отказ
  • Не используйте бессмысленные слова в тексте → Но я не вижу в тексте
    бессмысленных слов!
  • Откладывайте 10% с каждой зарплаты → Мне едва хватает от зарплаты до зарплаты
  • Составляйте список перед походом в магазин → Вечно забываешь
  • Не бойтесь провала → Но я боюсь провала!
  • Выйди из зоны комфорта → ДА КАК В НЕЕ ПОПАСТЬ-ТО?

Это хорошие советы, но их ценность — нулевая. Если вы пишете статью, один из советов которой подходит для левого столбца моей таблицы, то ценность вашей статьи тоже нулевая.

Дело в том, что следование таким советам требует сильного характера и железной воли — того, чего у большинства людей нет. А те, у кого они есть, и так знают, как жить.

-2
  • Возьмем для примера совет: «Составляйте список покупок перед походом в магазин». Это хороший совет: если прийти в магазин со списком, действительно всё будет быстрее и четче.
  • Почему этому совету трудно следовать? Потому что в магаз ходить некогда и нет сил. Не бывает момента, когда ты радостно собираешься в магаз и у тебя есть силы дополнительно составить список. Поход в магаз — просто какая-то фоновая задача, от которой ты хочешь скорее избавиться. А составлять список — значит делать эту фоновую задачу больше.
  • Составлять список покупок перед походом в магаз будут только волевые и высокоорганизованные люди. Я к таким не отношусь. И я не знаю никого, кто относится.
  • Поэтому если у вас в статье «Как не попасться на уловки маркетологов» будет сказано «Составляйте список покупок», я попрошу вас переписать эту статью.
  • Окей, как ее переписывать? Смотрим на проблему: составлять список покупок некогда. Думаем, как эту проблему решить. За пять минут придумываем: надо составлять список покупок не перед походом в магаз, а в момент, когда у тебя появляется потребность в продукте. И составлять его не на бумажке, а в телефоне, который всегда в руках. Грубо говоря, взял с полки последний рулон туалетной бумаги — записал в заметки «Бумага». Пожарил последние яйца — записал в телефон «Яйца». Можно Сири надиктовать.
  • То есть раньше был совет «Составьте список покупок перед походом в магазин». А теперь совет «Записывайте в телефон всё, что вам надо, как только оно кончается». И в статье подробненько объясняем, как это работает.
  • Такой совет не требует стальной воли или характера. Телефон всегда в руках. И когда бы ты ни пошел в магазин, у тебя всегда есть список покупок какой-то степени готовности.
-3

Есть много поверхностных журналов, которые специализируются на абстрактных невыполнимых советах типа «Будьте лидером», «Делегируйте», «Вдохновляйте персонал» и «Готовьтесь к провалу». Их ценность нулевая, потому что они не влияют на жизнь людей. Эти мотивационные сопли уже давно никого не мотивируют.

Чтобы сейчас писать сильные статьи, нужно писать не о том, что у вас в левой колонке, а о том, что в правой. Не «не жрите на ночь», а «как справиться с голодом, когда он нападает ближе к ночи». Не «просите повышение на работе», а «как справиться со страхом отказа». А для этого нужен жизненный опыт и мясо.

Я в своем блоге обучаю редактуре, деловой переписке и визуальному повествованию. Если хочешь быть талантливым редактором, или если тебе просто интересна эта тематика — подписывайся на мой канал!