Найти тему
Книги АСТ нонфикшн

Невероятно сильный спектакль Иона Унгуряну, который был несправедливо забыт

Стать подлинным событием, не забытым театралами до сей поры, суждено было и спектаклю Иона Унгуряну «Святая святых» Иона Друцэ, в котором блистали Ирина Демина (позже — Алина Покровская), Николай Пастухов и Игорь Ледогоров.

Ион Унгуряну (wikimedia.org)
Ион Унгуряну (wikimedia.org)

Попасть на «Святую святых» на протяжении всех лет, что спектакль шел, было практически невозможно — и по причине блистательных актерских работ тех прекрасных мастеров (как горько, что сегодня никого из них, кроме Алины Покровской, уже не осталось!), и по той настоящей правде о человеческой безответственности и равнодушии, что звучала буквально в каждом слове драматурга и темпераментно, с искренней болью волной шла в зал от исполнителей. И страстностью мысли о том, что непременно найдется в этом мире хотя бы один человек, который возьмет всю ответственность за несовершенство людей на себя.

Это было учительство в толстовском понимании, но в современном толковании, лишенное назидательности, рассчитанное на пробуждение мысли и чувства каждого, буквально каждого.

И этим же, как ни покажется странным, отличался и «Макбет» Унгуряну, который, к сожалению и удивлению, не снискал столь громкой славы. А жаль!..

Спустя уже несколько лет после премьеры критик Алла Романенко писала:

«Пьеса очень трудна и сложна, в ней есть что-то тайное, сокрытое, будто какие-то магические силы исходят от этого произведения. Постановка завораживает, захватывает, не отпускает буквально всем. […] Всматриваясь и вслушиваясь в полифонию красок и звуков этого спектакля, проникаешь в мир Шекспира и остаешься в нем… Макбет и леди жаждут света, но после преступления кажется, что солнце отвернулось от них. Макбет преступил — связь с миром потеряна. Тьма овладевает человеком, если он нарушает законы природы, законы нравственности».
Театр Российской армии (wikimedia.org)
Театр Российской армии (wikimedia.org)

То, что говорится в последних цитированных предложениях, в полной мере можно отнести к игре Людмилы Чурсиной, исполнявшей роль леди Макбет. Ничуть не слабее, а во многом и сильнее своего мужа ощущает леди Макбет власть преступления над человеком, впервые переступившим «грань меж добром и злом». Дорога к власти, которую она «очищает» из любви и к мужу, и к власти, оказалась дорогой не к свету, а в преисподнюю. И дорога оказалась слишком грязной и мучительной для женщины, которая не выдержала, в какой-то момент осознала, что путь был ложным, неправедным, а она — не сумела противостоять соблазну и должна потерять рассудок и погибнуть…

И это было воплощено Людмилой Чурсиной сильно, ярко, с подлинно трагическим наполнением, в котором образ невидимыми нитями соединялся с личными переживаниями, личными мыслями актрисы о добре и зле.

О пути, предначертанном человеку.

Мысль о распространении Зла в мире, об ответственности человека за каждый свой шаг, потому что и у Зла есть своя «круговая порука» и умение распространяться, возрастая и ширясь.

Прямо скажем, не совсем, наверное, привычная для трактовок этой трагедии Шекспира мысль. Но — современная, нацеленная на пробуждение в каждом напряженного осмысления того, что может произойти с миром, если мы позволим себе увязнуть в кровопролитиях, борьбе за призрачную власть, предательстве.

Это была своего рода проповедь, взывающая к исповеди.

Отрывок из книги Натальи Старосельской «Людмила Чурсина. Путь к себе»

Людмила Чурсина — одна из самых талантливых и узнаваемых советских и российских актрис театра и кино, народная артистка СССР. Снималась в кинокартинах «Виринея», «Журавушка», «Угрюм-река», «Щит и меч», «Любовь Яровая», «Олеся» и многих других. «Людмила Чурсина — аристократка духа во всех проявлениях, человеческих и профессиональных. Это начертано на ее красивом, гордом лице, в самой посадке головы, в манере держаться просто, скромно, но с неизменным чувством собственного достоинства, в ее умении общаться со зрителями и коллегами. Из любой, даже довольно скудной по материалу кинороли, она выстраивает сильную, всегда остающуюся “с прямой спиной” личность». В книгу вошло множество фотографий из личного архива актрисы, интервью разных лет, воспоминания коллег по театру.

Прочитать отрывок или купить книгу в интернет-магазине: https://go.ast.ru/a000h2q

Поделитесь этой статьей в социальных сетях и не забудьте подписаться на AСT nonfiction :)

Если вам понравилась эта статья, рекомендуем другие по теме:

«Он мне доверяет как актрисе, а я ему — как режиссеру». Людмила Чурсина об Александре Бурдонском

«Сегодня актерам некогда подумать — тексты учить надо». Людмила Чурсина о современном кино

Предрекаю тебе муку от меня неимоверную… Но ты люби меня. Трогательные письма Олега Даля жене

«У Фаины Георгиевны был очень трудный характер»: воспоминания В. Талызиной о репетициях с Раневской

Как выбирали актеров для фильма «Война и мир» С. Бондарчука: Болконский, Ростова, Безухов

Печальная история любви Олега Даля: «Показал в сторону кладбища: "Там я буду скоро лежать. И ты будешь видеть из окна…"»

«Он отдавал нам всего себя без остатка…» Вспоминаем Высоцкого в роли Гамлета