Найти тему

Тимоти Бьюз - профессор английского языка в Брауновском университете

Тимоти Бьюз - профессор английского языка в Брауновском
университете, философ, исследователь постмодернистской философии и стимулированных ею процессов в культуре и обществе.
В России Тимоти Бьюз, судя по всему, малоизвестен или даже
совсем не известен, хотя его тексты определенно стоят исследовательского внимания и должны быть интересны философам, культурологам, политологам, социологам и другим представителям гуманитарных наук.
В книге «Цинизм и постмодерн» автор анализирует процессы,
происходящие в культуре, обществе, искусстве в конце XX века -
в первую очередь, в политике (имея в виду в основном именно психологическое состояние и «способность к действию» политиков).
Книга интересна особым ракурсом рассмотрения такого феномена, как постмодерн, - философии (связанной с серией культурных
тенденций), для которой характерны декларации о разрушении иерархических основ культуры, о массовом осознании иллюзорности
и неаутентичности (неподлинности) общественных идеалов и социальных практик. Последние рассматриваются в постмодернизме
как «гиперреальность» (Ж. Бодрийяр) - как набор пустых форм
(симулякров), несоответствующих надлежащему содержанию.
Тимоти Бьюза волнует вопрос не о том, верен ли постмодерн
(или постмодернизм) в своих озарениях и исследованиях, а его
влияние на политическую жизнь - вопрос, неразрывно связанный
для автора с проблемой цинизма.
Надо сказать, что Тимоти Бьюз - один из немногих исследователей, посвятивших фундаментальный труд этому вопросу. Это понятие и явление косвенно рассматривалось и интерпретировалось
в философской литературе: можно найти отдельные его упоминания в книгах Ф. Ницше, X. Ортега-и-Гассета, М. Бахтина и др.,
а также в мировой художественной классике. В некоторой степени
в России известна книга Петера Слотердайка «Критика цинического разума» (1984), на которую Тимоти Быоз периодически ссылается. Также анализ цинизма можно найти в двух кандидатских
диссертациях, одной из которых является моя работа «Цинизм как
форма саморефлексии культуры», защищенная в МГИКе (бывший
МГУКИ). Тимоти Бьюз следует трактовке Слотердайком цинизма
как «просвещенного ложного сознания» и, таким образом, приходит
к выводу, что цинизм в форме апатии, усталости и пораженчества
(которые автор относит к основным чертам постмодернизма) парализует всякую политическую волю, наоборот требующую «веры
в невозможное» (по М. Веберу).
В то же время интересно, что в качестве постмодернизма и его
негативных продуктов автор видит то, что вроде бы призвано ему
противостоять, - заботу о подлинности («фетишизация аутентичности»), стремление к соответствию между словом и делом (стремление к последовательности (integrity)).
Как полагает Т. Бьюз, все это представляет собой ненужный перенос чисто метафизических проблем («что есть истина?», «насколько наши представления о мире соответствуют реальности?», «на
чем основана легитимность наших социальных институтов?») в политическую сферу.
Таким образом, самому автору свойственен своеобразный политический цинизм, который, по его мысли, может быть полезен, чтобы оживить политическую волю и сделать политику интересной.
Согласно Бьюзу, постмодерн может быть уместен как философское
течение, но он тормозит политическое действие тем, что вносит элемент сомнения в основания политической практики. Последняя
изначально представляет собой пространство неподлинности, размежевания средств и целей, несоответствия изначальных планов
реализованным стратегиям. Такова сама сущность политики согласно мысли автора, который в данном случае следует Максу Веберу.
Тимоти Бьюз в то же время не отказывает постмодерну в философском и культурном значении, но стремится к ограничению его
влияния на политическую сферу. В этом его идеи близки современным «постнеклассическим» подходам в философии, которые
стремятся признать верность постмодернистских деклараций лишь
в ограниченных масштабах и уходят от представлений о полном
распаде всех иерархий, снятии бинарных оппозиций и «смерти»
субъекта.