Орест Адамович Кипренский родился на мызе Нежинская Санкт-Петербургский губернии. Он был незаконнорождённым сыном помещика Дьяконова и крепостной крестьянки.
Обычно таких деток отдавали на попечение государства, так произошло и с Орестом. Его отдали в Воспитательный дом при Петербургской академии художеств, где мальчик получил вольную и фамилию Кипренский.
В 1803 году Кипренский получил Малую золотую медаль за картину «Юпитер и Меркурий посещают Филемона и Бавкиду» и право продолжить самообучение за границей.
Но реализовать эту возможность молодой художник смог только в 1816 году. Этот промежуток времени до отъезда в Италию (эту страну он мечтал посетить) Кипренский пишет портреты.
Заказчиком портрета Василия Андреевича Жуковского был министр просвещения граф Сергей Семенович Уваров. Вот сегодняшний пост получается – что ни фамилия, то история нашей культуры. Граф Уваров кроме своей непосредственной деятельности на государственном поприще был коллекционером древностей.
Внушительное собрание его картин и предметов искусства было после революции перевезено в ГИМ, а знаменитый Уваровский саркофаг является жемчужиной Пушкинского музея.
Но все-таки о Жуковском. Наверное не спроста министр просвещения позаботился об увековечивании на холсте образа Василия Андреевича. Кстати, этот портрет хранился в усадьбе графа Уварова в селе Поречье и потом перевезен в Третьяковку.
Василия Андреевича, прежде всего, знали как поэта-романтика. Мне вот сразу на ум приходит его баллада «Светлана». Ее начало, думаю знакомо многим:
Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали;
Балладами Жуковского зачитывались.
Также он вошел в историю как автор одного из лучших переводов Илиады Гомера. Жуковский открыл для русского читателя мир немецких романтиков – Шиллера, Гете и др., переведя их стихи на русский.
Кроме того, Василий Андреевич был литературный критик. Долгие годы он в качестве учителя словесности и главного наставника будущего императора Александра II провел при дворе.
История происхождения Василия Андреевича тоже требует рассказа, не удержусь. Он, как и Кипренский был незаконнорожденным.
Помещик Афанасий Иванович Бунин (предок нашего писателя Ивана Алексеевича Бунина) отправляет на войну с турками своего крепостного. Как бы в шутку просит привезти ему в подарок турчанку.
Вернулся крепостной живым и здоровым да обещанный подарок барину привез. Даже в двойном экземпляре. Одна турчанка вскоре скончалась, а вот вторая осталась при доме.
Молодая и красивая она приглянулась помещику. И как водится в таких случаях вскоре родился от этой привязанности мальчик. Дать свою фамилию барин сыну не мог, поэтому попросил своего знакомого Андрея Григорьевича Жуковского усыновить малыша. А воспитывался Василий в доме отца. Жена Афанасия Ивановича со временем примирилась с ситуацией .
Вот так в роду Буниных подарил литературе двух знаменитых людей.
Столько текста получилась сегодня, но все-таки несколько слов о живописных качествах портрета. Сразу узнается романтический стиль.
Лицо поэта словно овевается ветрами бурь, которые предвещают перемены. Мрачноватый пейзаж за его спиной навеян балладами о прекрасных девах, проживающих в старинных замках.
Лицо Жуковского задумчиво, его взгляд устремлен одновременно и вдаль и вглубь себя. По этому взгляду и взволнованной природе вы всегда отличите портреты романтического стиля