Найти тему
Круто об искусстве

В Париже она выгуливала на поводке настоящего крокодила.

Были у нее такие слабости. А еще - гулять по площади Сан-Марко в Венеции полуобнаженной в ком­пании двух гепардов на бриллиантовых поводках и с живой змеей на шее вместо украшений, или разгуливать там же в плаще с алым парчовым капюшоном от Мариано Фортуни на золотых туфлях с перламутровыми каблуками, держа на поводках двух борзых с ошейниками из бирюзы и бриллиантов, частенько в сопровождении темнокожего слуги (в первом случае нубиец освещал каждый ее шаг свечой в золотом подсвечнике, во втором - следовал за ней с опахалом).

Нет, нет. Это не Леди Гага, а ЛУИЗА КАЗАТИ, которая купила особняк Гранд-Канале (тот самый, где сейчас находится музей соврика Пегги Гугенхайм), заказывала платья по эскизам Льва Бакста, шила наряды у Поля Пуаре, красила волосы в огненно-медный оттенок и капала в глаза белладонну, чтобы добиться эффекта рас­ши­ренного зрачка и придать им блеск.

-2

Она вообще любила выглядеть как та барышня с опиумной вечеринки (да и опиум тоже любила) - пользовалась только белой пудрой, добиваясь мертвенной бледности лица, на фоне которого горели изумрудным огнем глаза, обведенные угольно-черными кругами (круги начинались от самых бровей и доходили до резко обозначенных скул), а обрамляли всю эту феерию шестисантиметровые ресницы из конского волоса, алая помада и наклеенные под нижние веки полоски черного бархата.

Луиза Амман родилась в Милане в январе 1881 года. Она была дочерью богатого итальянского хлопкоторговца, графа Аммана, которого король Умберто I наградил титулом графа за вклад в развитие текстильной промышленности. Луиза и ее старшая сестра Франческа обучались дома у лучших гувернеров и горя не знали. Однако в 1894 году скончалась их мать, а вслед за ней ушел из жизни отец. 15-летняя Луиза и ее 16-летняя сестра остались сиротами - и наследницами миллионного состояния.

Казати рано вышла замуж, рано родила дочь Кристину, которую назвала в честь Кристины Тривульцио - княгини Бельджойзо, занимавшейся черной магией, рано завела себе любовника.

Им, кстати, стал поэт Габриэль Д`Аннуцио, которого Казати сравнивала со сваренным вкрутую яйцом, установленным в подставку от Фаберже. Потом еще одного любовника, и еще... Маринетти, Робер де Монтескью, Жан Кокто, но связь с Д`Аннуцио вопреки всему длилась до самой его смерти.

Есть люди, которые умеют жить красиво - искусство жить жизнь. Такой была она - Луиза Адель Роза Мария Амман (Luisa Adele Rosa Maria Amman), которая хотела стать живым произведением искусства и стала им.

-3
-4

Она мастерски и с особым шиком проматывала свое огромное состояние, а ее настоящей страстью были балы, попасть на которые стремился каждый уважающий себя аристократ или представитель богемы. Балы эти наша экстравагантная дамочка устраивала не где-то там, в роскошном доме, где море венецианских зеркал и золота, а на площади Сан-Марко. Почему бы и нет, собственно.

Здесь, на площади Сан-Марко, она встречала сливки европейской аристократии так многолико, как только это возможно: в костюме Арлекина, дрессировщицы с попугаем на одном плече и мартышкой на другом, персидской принцессы, в образе Сары Бернар, медузы Горгоны, Клеопатры, графа Калиостро или просто в шубе на обнаженное тело.

Но и это еще не все - всю площадь покрывали персидскими коврами, чтобы Казати могла эффектно пройтись по ней босиком. Вот это я понимаю уровень.

Она стала лицом эпохи, иконой стиля, эпатажа и шок-контента, ибо в 1913 году совершила каминг-аут, признав свою бисексуальность.

Она восхищала художников и поэтов которые с особой страстью хотели ее написать, и даже превратила отдельный павильон своего особняка, построенного из красного мрамора, в портретную галерею имени себя (более 130 изображений). В гостиной этого дома вокруг богато украшенного обеденного стола сидели причудливые восковые фигуры - во время ужинов при свечах Казати сидела рядом с восковой копией себя, сбивая с толку своих гостей относительно того, какая фигура настоящая.

Джованни Больдини "Портрет Луизы Казати", 1908. Рейксмузеум, Амстердам.
Фото Луизы Казати.
Джованни Больдини "Портрет Луизы Казати", 1908. Рейксмузеум, Амстердам. Фото Луизы Казати.

Дружбой с ней гордились Сергей Дягилев и пианист Артур Рубинштейн, балерина Анна Павлова и модельер Эльза Скьяпарелли, ее снимал Ман Рей и Сесил Битон, писали Бакст, Пикассо, Больдини, Кес ван Донген...

Лев Бакст. Один из 40-ка эскизов костюмов для Луизы.
Лев Бакст. Один из 40-ка эскизов костюмов для Луизы.

"Одно из имен греческой богини Персефоны - Кора. Согласно легенде, после похищения Аидом эта непорочная дева стала богиней подземного царства. Д'Аннунцио увлекался мифологией, а его новая избранница обожала метаморфозы, поэтому нет ничего удивительного в том, что Луизе было присвоено это легендарное имя. В Древней Греции словом "кОра" называли еще и статую девушки с манящей, загадочной улыбкой. Назвав Луизу Корой, Д'Аннунцио тем самым как бы подчеркивал, что нашел в ней современное воплощение мифа и произведение искусства."

(из книги "Неистовая маркиза: жизнь и легенда Луизы Казати", авторы: Скот Д. Райерссон, Майкл Орландо Яккарино / в 2006 году вышла на русском языке в издательстве "Слово/Slovo" с многочисленными иллюстрациями).

Джованни Больдини "Дама в желтой шляпе со своей собакой (Луиза Казати)", конец 1900-х. Частная коллекция.
Джованни Больдини "Дама в желтой шляпе со своей собакой (Луиза Казати)", конец 1900-х. Частная коллекция.

Ее яркая жизнь закончилась феерично, ибо балы не всегда проходят по плану (например, может начаться страшная гроза и как итог - мокрая вакханалия париков, кринолинов и размытого по лицам грима), да и деньги имеют такую неприятную особенность заканчиваться. Но это уже другая история, какая-то уж больно прозаичная и совсем неудивительная.

-8