Найти тему
ХХ век в войнах

Тактика легких ночных бомбардировщиков на примере действий 716-го НБАП в кампании 1942 года

В период Второй мировой войны, как и в большинстве предыдущих вооруженных конфликтов с участием боевой авиации, легкие ночные бомбардировщики продолжали оставаться весьма востребованным и эффективным средством воздействия на объекты, расположенные в прифронтовых зонах. Несмотря на то, что такие машины несли довольно скромную нагрузку и не могли использовать боеприпасы большого калибра, они имели ряд неоспоримых преимуществ. Во-первых, относительно малые габариты и отменные взлетно-посадочные характеристики позволяли легким бомбардировщикам действовать даже с небольших минимально оборудованных площадок и шире использовать аэродромный маневр. Во-вторых, невысокая скорость таких самолетов давала возможность экипажам дольше держать в поле зрения наблюдаемые сектора и производить сброс бомб с достаточно высокой точностью при отсутствии сложных прицельных приспособлений. Благодаря хорошей способности к планирующему полету и отличной горизонтальной маневренности, легкие бомбардировщики могли производить атаки на планировании с приглушенными двигателями, что затрудняло противнику их обнаружение, а в случае зенитного обстрела - успешно уклоняться от огня с земли. Очень уязвимые в дневное время, ночью они представляли крайне сложную цель даже для специализированных ночных истребителей - как в силу малой заметности, так и по причине большой разницы в скорости между атакующим и атакуемым, оставлявшей пилотам истребителей совсем короткий промежуток времени для точного прицеливания и ведения огня.

Особенно широкое применение легкие ночные бомбардировщики нашли в боях на Восточном фронте, и в первую очередь в советских ВВС. При этом большая протяженность фронта, и как следствие - относительно малая концентрация средств ПВО на многих его участках играла на руку ночным авиаторам, давая возможность действовать с минимальными потерями. Конечно, такие машины, как Р-5 или У-2 не могли наносить большой разовый ущерб противнику, однако их беспокоящие налеты держали в постоянном напряжении войска на передовой и транспортные коммуникации, срывали работу служб снабжения, вынуждали ограничивать действия артиллерии в ночное время и т.д. Кроме того, высокая интенсивность боевой работы в сочетании с не слишком значительным уровнем потерь позволяли летчикам быстрее приобретать необходимый опыт и сохранять эти опытные кадры, так что лучшие экипажи легких ночных бомбардировщиков часто имели в активе большее количество боевых вылетов, чем их коллеги из других родов авиации.

Одним из примеров грамотного применения легкой ночной бомбардировочной авиации в советских ВВС могут служить действия 716-го ночного бомбардировочного полка, действовавшего против финских войск на участке 7-й отдельной армии. С апреля 1942 по январь 1943 года летчики этого полка проделали большую боевую работу, выполняя как разведывательные полеты, так и бомбардировочные удары по позициям противника. При этом малая насыщенность прифронтовой зоны зенитными средствами и отсутствие у финнов ночной истребительной авиации позволили практически полностью избежать безвозвратных потерь на протяжении 9 месяцев. Единственным исключением стала ночь с 22 на 23 июня 1942 года, когда финский авиатор сержант Аймо Гердт из эскадрильи LeLv 32 смог перехватить на своем истребителе "Хок" 75 один из самолетов 716-го НБАП в районе Лодейного Поля. При этом экипаж У-2 в составе пилота старшины Дмитрия Уточкина и стрелка-бомбардира старшины Александра Цыплухина погиб.
Особенности тактики применения легких ночных бомбардировщиков 716-го НБАП в этот период подробно изложены в отчете, составленном 21 января 1943 года помощником начальника оперативного отдела штаба ВВС 7-й отдельной армии майором Яковом Тертышниковым: 

"На участке 7-й отдельной армии самолеты У-2 были использованы во взаимодействии с Онежской военной флотилией при высадке разведывательного десанта в районе Педа - Сельга на западном побережье Онежского озера, а также действовали по другим военным объектам, расположенным на западном побережье Онежского озера.
ВВС 7-й отдельной армии часто использовали в качестве аэродромов подскока передовые посадочные площадки, расположенные у линии фронта, что давало возможность делать по 2 - 3 вылета за ночь каждому самолету. Так, например, при базировании на аэродроме Девятины в качестве аэродрома подскока была использована посадочная площадка у деревни Перхинская. Такая площадка особого оборудования не требует, для ночного старта и для выкладывания посадочного "T" требуются только фонари "летучая мышь", и подвоз боеприпасов и горючего, так как самолеты, делая последний вылет, возвращались на основной аэродром базирования.

Ведение разведки

Объектами разведки для самолетов У-2 являлись передний край линии обороны противника, грунтовые и шоссейные дороги, идущие к линии фронта, железнодорожные перегоны в радиусе действия самолетов У-2. Разведка велась одиночными самолетами на высотах от 600 до 1200 метров. В темные ночи  разведчики применяли осветительные бомбы мелкого калибра САБ-3 для освещения целей.
Разведчики летали, как правило, с бомбовой нагрузкой, бомбардировали цели, обнаруженные ими в ходе разведки. В основном бомбардировке подвергался автотранспорт в движении и на стоянке. Бомбардирование производилось с планирования и с убранным газом, что обеспечивало звукомаскировку и хорошие результаты бомбометания.

Действия по отдельным объектам

Целями ночных бомбардировок самолетов У-2 по отдельным объектам являлись аэродромы, населенные пункты и расположенные в них войска и штабы противника, артиллерийские батареи на огневых позициях и склады с боеприпасами. Бомбардирование производилось посамолетно с временным интервалом 3 - 5 минут между самолетами. Налет производился на одну и ту же цель с разных направлений. Подход к цели производился с планирования до высоты 500 - 600 метров, преимущественно с убранным газом для звукомаскировки и скрытого подхода. После сбрасывания бомб самолеты уходили от цели на высоте 200 - 300 метров. Данный способ обеспечивал внезапный выход на цель и давал хорошие результаты даже при активных действиях ПВО объекта.

Действия по аэродромам, как правило, производились по результатам дневной аэрофоторазведки. Бомбардировке подвергались материальная часть самолетов, склады с горючим и боеприпасами и места расположения летно-технического состава.
Бомбардирование артиллерийских батарей производилось, главным образом, в момент ведения ими огня. Вспышки выстрелов орудий способствовали определению точного местонахождения батарей.
Для активной борьбы с зенитной артиллерией противника на самолетах У-2 были установлены реактивные снаряды РС-82. После сбрасывания бомб самолеты вели стрельбу РС-82 по обнаруженным зенитным точкам, подавляя их, и этим самым содействовали сзади идущим на эту же цель другим самолетам.
Эта тактика самолетов У-2 целиком себя оправдала, так как за 9 месяцев ночных действий полк бомбардировщиков У-2 потерь от зенитного огня противника не имел.

Взаимодействие с наземными войсками

Ввиду отсутствия активных действий на фронте 7-й отдельной армии, самолетам У-2 мало пришлось взаимодействовать с наземными войсками, только в проведении апрельской и ноябрьской частных наступательных операций 1942 года. Самолеты У-2 в тесном взаимодействии с наземными войсками выполняли следующие задачи: бомбардировали скопления войск и штабы противника в населенных пунктах; артиллерийские батареи на огневых позициях и автотранспорт на дорогах, идущих к линии фронта; вели непрерывную ночную разведку шоссейных и грунтовых дорог главных направлений, а также держали под непосредственным наблюдением железнодорожные участки станций Яндеба, Свирь, Челма, Токари, Пай. Выпуск в воздух самолетов У-2 производился по одному, каждый самолет над целью делал 5 - 6 заходов.

Находясь длительный период над целью, самолеты заставляли батареи противника молчать, этим самым давали возможность нашим войскам приводить себя в порядок, лишали противника ночной артиллерийской поддержки и держали штабы дивизий в курсе ночных передвижений противника. Для создания пожаров самолеты У-2 применяли зажигательные бомбы и ампулы с горючей смесью КС. Самолеты первого эшелона брали зажигательные бомбы и ампулы со смесью КС, создавали очаги пожаров в пунктах действия авиации, этим самым облегчали ориентировку последующим экипажам. Бомбардирование артиллерийских батарей, как правило, производилось по вспышкам выстрелов орудий, что давало возможность прицельно сбрасывать бомбы и повышало эффективность бомбометания. Иногда самолеты, в ожидании стрельбы артиллерийских батарей, находились в районе цели по 10 - 15 минут. Отмечено много случаев, особенно в ноябрьской операции 1942 года в полосе 21-й стрелковой дивизии, когда с появлением над полем боя У-2 батареи противника прекращали огонь, боясь себя обнаружить. Таким образом, самолетам У-2 удавалось подавить артиллерию противника в течение всей ночи, это положение воодушевляло наземные войска. По заявлению пленных финских солдат, самолеты У-2 наносили серьезные потери финским войскам.

Взаимодействие с Онежской военной флотилией

На фронте 7-й отдельной армии самолеты У-2 взаимодействовали с Онежской военной флотилией. В сентябре 1942 года эскадрилья У-2 в составе 8 самолетов с аэродрома Девятины взаимодействовала с Онежским отрядом кораблей в нанесении ударов ночью по военным объектам на западном побережье Онежского озера и обеспечивала высадку разведывательного десанта на западное побережье Онежского озера. Объектами действий являлись: на западном побережье Онежского озера от Петрозаводска до Вознесенья противник имел в населенных пунктах небольшие гарнизоны в 150 - 300 человек. В Вознесеньи находился штаб 7-й пехотной дивизии и резерв до полка пехоты. На мысах Куликов и Самбой установлены по одной 130-мм дальнобойной морской батарее, кроме того, на мысах Куликов и Самбой, в Роп-Ручье и Шокше было установлено противником по одному прожектору, причем на мысе Куликов - большой мощности. Прожектора, взаимодействуя с артиллерией, представляли большую угрозу как для У-2, так и для флотилии. Для успешного взаимодействия авиационным командованием и командованием флотилии был разработан план совместных боевых действий. В плане, в первую очередь, предусматривалось бомбардировочными действиями вывести из строя пристань Шелейка и уничтожить прожектора на мысах Куликов и Самбой.

Непосредственное взаимодействие заключалось в следующем: удар кораблей производился на 3 минуты раньше удара авиации. Корабли, подойдя скрытно к цели, с дистанции 5 - 6 километров открывали артиллерийский огонь, и одновременно бронекатера ставили моторы АМ-34 на надводный выхлоп, чем создавали большой шум. Противник все внимание сосредоточивал на кораблях, в это время к цели подходили самолеты на приглушенных моторах и с планирования производили бомбардирование. Противник первые два налета не произвел ни одного выстрела по самолетам, считая разрывы авиабомб за разрывы снарядов артиллерии.
Огневое взаимодействие кораблей с самолетами было отработано так, что цели бомбардировались с озера и с воздуха одновременно. В каждом налете выделялись специальные самолеты, задача которых заключалась в подавлении прожекторов и артиллерийских батарей противника, которые открывали огонь по кораблям. В свою очередь, корабли открывали огонь и подавляли зенитную артиллерию, которая вела огонь по самолетам. Отмечен ряд случаев, когда прожектора накрывали лучами корабли и артиллерия открывала по ним интенсивный огонь, в это время самолеты обрушивали свой бомбовый груз и обстреливали из РС-82 одновременно прожектора и батареи. Огонь батарей немедленно прекращался. И наоборот, когда зенитная артиллерия открывала огонь по самолетам, корабли немедленно переносили свой огонь на точки зенитной артиллерии и заставляли их прекратить огонь. В результате первого совместного удара был уничтожен прожектор на мысе Куликов и подавлен прожектор на мысе Самбой.

Во всех последующих ударах прожектора включались на несколько секунд, после чего выключались из-за опасения ударов с воздуха. Не было ни одного случая освещения самолетов прожекторами, и вообще не отмечалось на всем фронте взаимодействия зенитной артиллерии с прожекторами. В дальнейших операциях по бомбардированию Роп-Ручья, Вознесенья и других объектов, тактика взаимодействия применялась такая же, как и в первых операциях, и надо сказать, что эта тактика вполне себя оправдывала. Противнику были нанесены серьезные потери, причем мы как со стороны авиации, так и со стороны флотилии потерь не имели.

Взаимодействие при высадке разведывательного десанта с кораблей Онежской флотилии в районе Педа - Сельга в сентябре 1942 года заключалось в следующем: эскадрилье У-2 была поставлена задача не допустить выдвижения резервов противника из районов Шокши и поселка Карелгранит к месту высадки десанта. Трудность выполнения данной задачи заключалась в том, что маршрут полета проходил через Онежское озеро и по дальности от аэродрома базирования (Девятины) до цели полеты совершались почти на предельном радиусе. Эскадрилья выполняла данную задачу следующим порядком: 5 самолетов У-2 в течение часа бомбардировали и держали под огнем поселок Шокша, а еще одно звено в течение часа бомбардировало и держало под огнем поселок Карелгранит. Бомбардировка производилась одиночными самолетами с высоты 400 - 500 метров, подход к цели и сбрасывание бомб производились с планирования. Самолеты сменяли друг друга над целью, каждый самолет находился над целью 12 - 15 минут, делал по 5 - 6 заходов, сбрасывая по одной бомбе и обстреливая пулеметным огнем и РС-82. Средняя бомбовая нагрузка на один самолет равнялась 200 - 220 кг. По отзыву командования Онежской флотилии, самолеты У-2 в ходе всей операции выполняли поставленные им задачи отлично.

Противодействие ПВО противника

Самолеты У-2 действовали только ночью. Как показал опыт, в темные ночи при хорошей организации налетов на тот или иной объект, противодействие зенитной артиллерии противника никакой угрозы не представляло, так как противник, из-за отсутствия у него прожекторов, прицельного огня вести не мог. Ведение огня зенитной артиллерии носило характер морального воздействия. Стреляя по веерам и секторам трассирующими снарядами и пулями, создавали впечатление о якобы сплошной завесе огня над целью, но такой огонь неэффективен, что подтверждается отсутствием потерь и почти отсутствием пробоин в самолетах.

Как указывалось выше, что поскольку самолеты к цели подходят с планирования и с приглушенными моторами, а зенитная артиллерия противника ведет огонь только по звуку моторов, то обычно огонь открывался после сбрасывания бомб и ухода самолетов от цели. Самолеты У-2 на фронте 7-й отдельной армии активно вели борьбу с зенитной артиллерией и уничтожали матчасть самолетов на аэродромах. Для борьбы с зенитной артиллерией обычно выделялись специальные самолеты с установкой РС-82.
Эти самолеты, как правило, посылались в первом эшелоне и после сбрасывания бомб становились над целью в круг, ожидая открытия огня зенитной артиллерии. С подходом вторых эшелонов зенитная артиллерия открывала огонь, и в это время самолеты первого эшелона прицельным огнем по вспышкам, а иногда и сбрасывая осветительные бомбы, подавляли их РС-82 и пулеметным огнем.

Характерным примером подавления зенитной артиллерии самолетами У-2 с помощью РС-82 является налет на аэродром Нурмалица 7 января 1943 года. Налет продолжался в течение 5 часов 30 минут. Самолеты выпускались попарно, с временным интервалом 15 - 20 минут между парами. Первая пара появилась над целью в 00:00, и, сбросив бомбы, встала в круг. При подходе второго эшелона зенитная артиллерия из двух точек открыла огонь, самолеты первого эшелона прицельно открыли огонь РС-82, после чего зенитная артиллерия огонь прекратила и не вела его в течение всей ночи.
Трудно сказать, до какой степени была подавлена зенитная артиллерия, но факт тот, что утром летали наши разведчики на разведку этого аэродрома, и противодействия со стороны зенитной артиллерии не было.

Истребительная авиация противника на фронте 7-й отдельной армии, вследствие отсутствия ночных истребителей, никакого противодействия самолетам У-2 не оказывала. За весь период военных действий был один случай 22 июня 1942 года, когда полеты совершались в светлые ночи, и истребители противника, пользуясь светлой ночью, подкараулили и сбили один У-2 в районе Лодейного Поля.
Одним из неблагоприятных факторов действия самолетов У-2 на участке 7-й отдельной армии являются светлые ночи в летний период, которые ограничивают действия бомбардировщиков по времени, дают возможность вести прицельный огонь зенитной артиллерии противника и подвергаться атакам истребительной авиации противника, ведущей патрулирование важных военных объектов."