Что подразумевает сенсорное развитие? Это воспитание в ребенке навыков восприятия мира; с помощью такого развития мы закладываем в детях понимание об основным свойствах объектов окружающего мира. От такого воспитания ребенок учится различать цвета, формы, вкусы, размеры, и т.д. Как следствие, ребенок усваивает сенсорные эталоны, которые потом становятся фундаментом познания.
Сенсорные эталоны – общепринятые образцы свойств предметов. Среди них: семь основных цветов; пять геометрических фигур; три величины; музыкальные ноты и звуки родного языка; четыре основных вкуса; два температурных определения; пять видов запаха.
Усвоенные сенсорные эталоны в будущем становятся опорой в познании нового, да и в целом, в жизнедеятельности. Так например, если попросить ребенка найти красный треугольник, то он будет понимать, что вреди всех объектов надо выделить тот, который сочетает в себя два свойства: красный цвет и форму треугольника.
Процесс сенсорного воспитания начинается примерно с 9 месяцев, когда ребенок начинает самостоятельно передвигаться и производить простые манипуляции с предметами. Сейчас важно давать ребенку впечатления и эмоции, обращать для него внимание на отдельные свойства предметов.
В возрасте 2-3х лет малыш только начинает получать представления о свойствах окружающих предметов (цвет, форма, и т.д.). В таком возрастном периоде важно разнообразить представления малыша: показывать ему разные цвета, формы, звуки природы). Но, при этом, не стоит усердствовать, и требовать от ребенка немедленного запоминания этих свойств, сопоставления их с словами-названиями. Здесь важно, чтобы ребенок умел опираться на имеющиеся представления в процессе взаимодействий с предметами. Где, если мы просим ребенка показать синюю игрушку, ребенок показывает на предмет синего цвета.
Как взрослый может повлиять на сенсорное развития ребенка?
Предоставить ребенку соответствующие игры (дидактические игры). В таких играх ребенку приходится обращать внимание на определенные свойства предметов. Например, матрешки учат опираться на размерные особенности предметов; при игре с сортером необходимо понимать формы игрушек; и др.
При этом важно понимать, что ребенок раннего возраста будет играть только с тем предметом, который ему действительно интересен. И тогда если это далеко не дидактическая игрушка, родитель может просто обращать внимание ребенка на свойства предметов, и показывать характерные этому свойству особенности.