Найти тему

Чему учат легенды о волшебнице Шалотт и королеве Гвиневер

Образы старых легенд подобны клубку, который можно разматывать бесконечно, находя множество новых смыслов и неожиданных узелков...

Леди Шалотт. Короткометражный художественный фильм. Фрагмент.
Леди Шалотт. Короткометражный художественный фильм. Фрагмент.

В массиве легенд о короле Артуре сложно найти двух более непохожих героинь чем королева Гвиневер и волшебница Шалотт. Королева - одна из самых активных героинь в артуриане. Это она, находит в лесу раненного рыцаря и велит своим служанкам ухаживать за ним (так король Артур впервые встречается со своей будущей королевой), именно Гвиневер, заметив во дворе своего замка незнакомого рыцаря, не только спускается поболтать с ним, но и практически провоцирует Артура на любовное признание, именно королева тайно подает Ланцелоту, позабытый тем накануне посвящения меч, чем и вызывает в рыцаре пробуждение чувств, и именно королева тянет время на суде, чтобы дать Ланселоту время приехать и спасти ее. Кстати, даже в этот момент Гвиневер полна решимости и лишена смущения:

Она стояла без стыда,
Не опуская головы, не отводя глаза,
Откину волосы с лица, и смело отвечала...
"Защита Гвиневер" Уильям Моррис.
Воздание почестей / Ланцелот и Гвиневер. Эдмунд Блейр-Лейтон.
Воздание почестей / Ланцелот и Гвиневер. Эдмунд Блейр-Лейтон.

Тогда как, волшебница Шалотт максимально пассивна. Вся ее жизнь сосредоточена в стенах одного замка, где она обречена на то,чтобы бесконечно прясть свои прекрасные, но никем не видимые магические ткани. Вся ее активность сосредоточена в последнем шаге ее жизни, когда она садится в лодку и устремляется в Камелот.

Это прекрасно подчеркивает в своей поэме "Волшебница Шалотт" Альфред Теннисон, который посвящает добрую половину своего произведения неспешному описанию жизни девушки, а вот отплытие занимает в поэме лишь два восьмистишия (в переводе Светланы Лихачевой даже немного меньше).

Вниз сошла она, к причалу,
Где волна ладью качала,
И вдоль борта начертала:
"Волшебница Шалотт".
Как жрец, с судьбой вступивший спор,
Свой прозревает приговор,
Сквозь дымку, за речной простор
Она остекленевший взор
Вперила вдаль, на Камелот.
А в предзакатной тишине
Цепь отвязала, и в челне
Вдаль заскользила вслед волне
Волшебница Шалотт.

Леди Шалотт. Джон Уильям Уотерхаус.
Леди Шалотт. Джон Уильям Уотерхаус.

Однако, эти различия в жизни героинь поверхностны. Да, леди Шалотт заточена в волшебном замке и сама она такую жизнь, скорее всего, не выбирала, тогда как, Гвиневер сама стала вершительницей своей судьбы. Однако обе они в итоге наказаны именно за проявление собственной воли, за поступок идущий в разрез с тем поведением, которого от них ожидает общество.

Обе легенды были очень популярны в викторианские времена, главным образом благодаря их поэтическим пересказам, изложенным Альфредом Теннисоном в поэме "Волшебница Шалотт" и Уильямом Моррисом в поэме "Защита Гвиневер".

Собственно, вердикт викторианской общественности относительно поведения героинь можно изложить в одной фразе: "Незамужней девушке (леди Шалотт) не к лицу бегать за мужчиной, а замужней даме (королеве Гвиневер) следует быть в своих действиях осторожнее". Кто именно стал автором этого опуса не известно, но его сохранил в своем дневнике Уильям Моррис, как отзыв одного из слушателей на чтение обеих поэм.

Ланцелот увозит Гвиневер. Генри Джастис Форд.
Ланцелот увозит Гвиневер. Генри Джастис Форд.

Однако, если всмотреться вглубь легенд, то их мораль окажется намного многограннее, ведь обе девушки - соперницы. Они обе влюблены в Ланцелота. (Это именно ради него леди Шалотт покидает свой зачарованный остров).

Причем в некоторых ранних версиях легенды Элейн из Астолата (практически все исследователи артурианы согласны, что образ леди Шалотт вырос именно из образа этой героини ранних артуровских легенд) не просто влюбленная в Ланцелота девушка, но и его жена, которая отправляется в Камелот только после того, как увидела в зачарованном зеркале, что ее муж ей изменяет.

Леди Шалотт. Уильям Холман Хант.
Леди Шалотт. Уильям Холман Хант.

Леди Шалотт и королева Гвиневер это не просто образы замужней дамы и незамужней девушки, это образы женского поведения, выигрышного и проигрышного. Леди Шалотт, подобно Ассоли ждала своего принца у окна, а, заметив его, бросилась вслед, и была отвергнута. Тогда как, королева не просто совершает поступки, она провоцирует мужчин на ответные действия и получает желаемое.

Интересно, что Гвенивер, совершившая очевидно куда более тяжкое преступление, чем леди Шалотт, остается жива (Ланцелот, как мы знаем, спасает королеву и увозит ее в свой замок во Форанции, но она отказывается стать его женой и уходит в монастырь). А вот леди Шалотт погибает, так и не достигнув Камелота.

Спасение Гвиневер. Уильям Хатэрелл.
Спасение Гвиневер. Уильям Хатэрелл.

Как видите, стратегию "мягкой силы" изобрели не сегодняшние психологи. Еще прозорливые матушки средневековья транслировали своим дочерям эти прописные истины на примере легенд и старинных баллад.