Найти в Дзене

Показатели готовности ребёнка к говорению

Каждый родитель, столкнувшийся с задержкой речевого развития у своего ребёнка, должен это знать. Причины неговорения множественны, но «речевой фундамент» от случая к случаю практически не меняется. О развитии сенсорных систем То, что развитие ребенка в целом и речи в частности зависит от зрелости, сформированности сенсорных систем, уже доказано неоднократно. (я также уже писала об этом здесь). Нам остается только принять это как данность. Одни сенсорные системы закладываются еще во внутриутробном периоде, другие развиваются в процессе жизни. Если хоть одна из перечисленных сенсорных систем дает сбой — речи не будет. Как понять, есть ли западания этих систем? Давайте попробуем разобраться. Будет много списков, чтобы было легче по пунктам проверить состояние вашего малыша. Вестибулярный аппарат При проблемах в этом месте мы будем наблюдать следующее: Казалось бы, прямой связи с речью нет, но мозг — штука сложная и сплошь взаимосвязанная, так что игнорировать перечисленные признаки нельз
Оглавление

Каждый родитель, столкнувшийся с задержкой речевого развития у своего ребёнка, должен это знать. Причины неговорения множественны, но «речевой фундамент» от случая к случаю практически не меняется.

О развитии сенсорных систем

То, что развитие ребенка в целом и речи в частности зависит от зрелости, сформированности сенсорных систем, уже доказано неоднократно. (я также уже писала об этом здесь). Нам остается только принять это как данность.

Одни сенсорные системы закладываются еще во внутриутробном периоде, другие развиваются в процессе жизни.

  • Вестибулярный аппарат, тактильная и проприоцептивная чувствительности развиваются во внутриутробном периоде.
  • Обоняние, вкусовое, слуховое и зрительное восприятие формируются уже после рождения.

Если хоть одна из перечисленных сенсорных систем дает сбой — речи не будет.

Как понять, есть ли западания этих систем? Давайте попробуем разобраться. Будет много списков, чтобы было легче по пунктам проверить состояние вашего малыша.

Вестибулярный аппарат

При проблемах в этом месте мы будем наблюдать следующее:

  • кружение;
  • мотание головой;
  • раскачивание всего тела из стороны в сторону;
  • хождение по кругу;
  • падение на одну сторону;
  • нистагм (колебательное движение глазных яблок);
  • повышенный страх упасть;
  • укачивание в транспорте или даже в коляске.

Казалось бы, прямой связи с речью нет, но мозг — штука сложная и сплошь взаимосвязанная, так что игнорировать перечисленные признаки нельзя.

Тактильная система

Также, казалось бы, не связана с говорением. Однако задержкой может обернуться как повышенное, так и пониженное тактильное восприятие.

При повышенном ребёнок:

  • не любит обниматься;
  • не терпит внезапных прикосновений;
  • не любит мыть голову и стричь волосы;
  • не любит одежду, старается раздеться;
  • даже легкое прикосновение воспринимает как очень сильное;
  • отказывается от игр, где можно испачкаться;
  • не любит песок, пластилин, крупы.

При пониженном восприятии:

  • старается потрогать все сам и любит, когда дотрагиваются до него;
  • снижена болевая чувствительность;
  • в поиске тактильных ощущений может щипать и кусать себя;
  • тянет в рот предметы, изучая их на вкус.

Конечно, в той или иной мере это делает почти каждый ребёнок. Но повышенный интерес — повод забеспокоиться.

Проприоцептивная система

Так называются ощущения от мышц и сухожилий. В частности, скорость обработки информации, реакция.

Замедленная реакция:

  • нравятся крепкие объятия;
  • нравится тесная, сдавливающая одежда; иногда ребёнок пытается втиснуться куда-нибудь;
  • прыгает, все роняет (часто на себя);
  • в общении с другими может проявлять грубость или даже агрессию;
  • с разбегу врезается во что-нибудь.

В противоположном случае:

  • не воспринимает свое тело в пространстве;
  • неуклюж;
  • постоянно на что-то натыкается и набивает себе шишки;
  • не оценивает свою силу при совершении какого-либо действия.

О методах коррекции в этом случае мы будем говорить в одной из следующих статей.

Слуховая дисфункция

Также может быть выражена в гипер- и гипочувствитеьности.

В первом случае ребёнок закрывает уши на громкие для него, но обычные для других звуки.

При гипочувствительности (недостаточном восприятии):

  • плохо откликается на речь;
  • любит создавать шум;
  • громко говорит и любит громкую музыку;
  • затрудняется с поиском источника звука на слух;
  • постоянно переспрашивает.

Думаю, о важности слухового восприятия для формирования речи и говорить не стоит.

Вкусовые ощущения

Гиперчувствительность:

  • привередлив в еде, не любит пробовать новое;
  • может поперхиваться твердой пищей;
  • не любит чистить зубы;
  • не любит стоматологов;

Гипочувствительность:

  • все пробует на вкус
  • любит пищу с ярким, насыщенным вкусом
  • грызет карандаши, ручки, игрушки и все, что найдет

Расстройства осязания

Ребёнок не переносит различные, неприятные для него запахи. Прежде чем что-то съесть, он обычно это понюхает. При сниженной чувствительности всё происходит с точностью до наоборот.

Зрительная дисфункция

Гипер:

  • раздражает яркий свет;
  • легко отвлекается на зрительный стимул;
  • яркие цвета вызывают возбуждение и раздражение;
  • избегает зрительного контакта.

Гипо:

  • путает схожие предметы;
  • сложно уследить за движущимся объектом;
  • сложно воспринять картинку целиком, только отдельные детали;
  • не может уследить за строкой при чтении или списывании;

При наличии таких нарушений хорошей речи или речи вообще ждать не стоит — сначала нужно произвести сенсорную интеграцию. Однако и на этом требования к ребёнку не заканчиваются.

Другие условия

У ребенка должны быть сформированы элементарные бытовые навыки. Он должен уметь пользоваться туалетом, мыть руки, одеваться-раздеваться. Понимать не просто обращенную речь, а инструкции типа: возьми из шкафа зеленые носочки и надень их на мишку.

Должен быть способен продолжить визуальный ряд, типа: синее-красное, синее-красное.

Более того, у ребенка должен быть развит кистевой и пальцевый праксис (собрать пирамидку, сделать пальцами «козу»). А также артикуляционный праксис (высунуть язык, облизать губы, поцокать).

Все вышеперечисленное является обязательным условием для возможности говорения. Каждая сформированная функция вкладывает свой кирпичик в нормотипичное развитие нервной системы ребенка и делает возможным существование высшей из всех высших психических функций — речи!.

#дети #запуск речи #сенсорная интеграция  #задержка речевого развития

Сохраняйте статью себе, чтобы была под рукой и здоровья вам и вашим деткам!