Найти тему
С Богом по жизни

О КРЕЩЕНИИ КАК ДУХОВНОМ ОБРЕЗАНИИ

«В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым; бывши погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых, и вас, которые были мертвы во грехах и в необрезании плоти вашей, оживил вместе с Ним, простив нам все грехи» (Кол. 2:11-13).

Прежде чем приступить к обсуждению Кол. 2:11-13, где говорится о крещении, давайте отметим цель написания Павлом Послания к колоссянам. Главный упор в этой книге он делает на величии Иисуса. Павел изображает Иисуса как ответ на глубочайшие нужды человека и подчеркивает, что в Иисусе мы имеем искупление, прощение наших грехов (Кол. 1:14). Знание величайших возможностей Иисуса (Кол. 1:15-18) должно дать нам уверенность в Нем.

Павел заявляет, что христиане избавлены от власти тьмы и введены в царство Божьего Сына (Кол. 1:13). Из этого следует, что во время написания этого письма (1) Иисус уже стал Царем, (2) Его царство существовало, (3) прощение было доступно и (4) люди входили в Его царство. Когда Иисус явился Павлу (Савлу), Он сказал ему, что посылает его к язычникам “открыть глаза им, чтобы они обратились от тьмы к свету и от власти сатаны к Богу, и верою в Меня получили прощение грехов и жребий с освященными” (Деян. 26:18). Обратившиеся от тьмы к свету - это те, кто получил прощение грехов и пребывает в царстве Иисуса.

В Иисусе мы имеем искупление, прощение наших грехов (Кол. 1:14). Кровь Иисуса может восстановить наши нарушенные отношения с Богом (1:20-22).

Иисус велик, потому что Он - образ Бога (1:15), начаток всего творения (1:15), создатель всего (1:16), есть прежде всего (1:17), все в Нем скрепляется (1:17), глава тела, церкви (1:18), первенец из мертвых (1:18), имеет во всем первенство (1:18).

Павел перечисляет эти основополагающие факты об Иисусе, чтобы мы никому не дали увести нас от Него, нашего Господа (2:4, 8). В Нем сокрыты все сокровища мудрости и знания (2:3), вся полнота Божества телесно (2:9), способность сделать нас совершенными (2:10) и Христово обрезание, которое в крещении удаляет наши грехи (2:11-13). Эти факты должны послужить основанием для нашей уверенности в Иисусе, что позволит нам отринуть человеческие учения и требования Моисеева закона (2:8, 14-17).

Если мы без Иисуса, у нас нет надежды и нет Бога; но если мы в Нем, Его кровь приближает нас к Богу. В Еф. 2:13 говорится: “А теперь во Христе Иисусе мы, бывшие некогда далеко, стали близки Кровию Христовою”.

Наша надежда славы - это наше пребывание во Христе и Его пребывание в нас (Кол. 1:27). Когда мы в Нем, Он освобождает нас от власти плотских страстей, духовно оживляет нас и прощает все наши грехи (Кол. 2:11-13).

В главе 2 Павел настойчиво просит христиан в Колоссах быть верными Христу. Он говорит, что они принадлежат Ему, потому что получили от Него духовное обрезание. Что же это такое - духовное обрезание?

КРЕЩЕНИЕ ПОДОБНО ОБРЕЗАНИЮ

«В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым» (Кол. 2:11).

Бог заключил завет с Авраамом и его потомками, что Он будет их Богом, если они будут обрезать крайнюю плоть в знак верности завету (Быт. 17:7-11). Всякий необрезанный мужского пола должен был быть истреблен из их народа (Быт. 17:14).

Павел называет крещение духовным обрезанием: как у ребенка при обрезании удалялась крайняя плоть, так и греховные желания должны быть устранены из сердца христианина. Сравнивая крещение с обрезанием, Павел учит, что во время крещения происходит духовное обрезание. В крещении человек совершает духовное обрезание, “совлекая” свои плотские желания и дела (Кол. 2:11).

Слово “совлекая” (греч. апекдисис) “предполагает полный разрыв с прошлой жизнью, хотя эта метафора означает раздеваться, снимать с себя нежелательную одежду” (Мартин). Обрезание, о котором здесь говорится, нерукотворенное, то есть совершенное исключительно Богом. Павел подчеркивает, что в крещении осуществляется Божье действие. (То же слово мы видим в Мк. 14:58 и 2 Кор. 5:1).

“Тело плоти” может также означать “тело греховное” (Рим. 6:6) и “тело смерти” (Рим. 7:24). Тело и плоть не греховны - о чем свидетельствует тот факт, что Иисус явился во плоти (Ин. 1:14; Рим. 1:3), - но грех привлекает нас именно через них. Под словом “плоть” Павел подразумевает человеческие страсти, с помощью которых грех искушает нас (Гал. 5:24). Эти страсти к плотскому, в определенном смысле, удаляются у тех, кто духовно участвует в крещении.

Связь между обрезанием (Кол. 2:11) и крещением (2:12) очевидна. Ход мысли Павла таков: Христово обрезание совершается в крещении.

М. Харрис пишет: “Это обрезание сердца произошло во время вашего крещения, когда вы были духовно воскрешены с Ним благодаря вашей вере в великие деяния Бога - того Бога, который явил эту могучую силу, воскресив из мертвых Иисуса”.

ЗНАЧЕНИЕ КРЕЩЕНИЯ

«Бывши погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых» (Кол. 2:12).

Относительно того, что подразумевается под “крещением” в Послании к колоссянам, высказываются разные мнения:

(1) Некоторые думают, что Павел имеет в виду крещение Духом (а не водой), но это не так. Об упоминаниях крещения в Библии Альбрехт Эпке пишет: “В случаях упоминания крещения в Новом Завете его следует понимать как водное, если только из контекста не следует иное. Слово баптидзо само по себе означает «погружать в воду». Поэтому нет необходимости конкретизировать среду [погружения]”.

Духовная часть нашего спасения - это упразднение Богом греховного тела и прощение греха. Нам же остается крещение - ответ по вере в Божьи действия.

(2) Другие утверждают, что Павел говорит о символическом, а не о буквальном крещении, но это тоже не так. Если бы в других местах Библии крещение было представлено исключительно символическим, тогда бы такой вывод мог в какой-то степени быть законным; однако другие высказывания свидетельствуют о том, что крещение - это физический акт с использованием воды (Мф. 3:13-17; Деян. 8:35-39).

(3) Согласно третьей теории, Павел учит, будто Бог вкладывает в сердце спасающую веру, приводящую к крещению. Группа толкователей (Джэмисон и др.) пишет: “Вера в Божью великую силу, воскресившую Иисуса, есть вера спасающая (Рим. 4:24; 10:9), и творит ее в душе та же самая Его «державная сила», которой Он «воскресил [Иисуса] из мертвых» (Еф. 1:19, 20)”.

Однако вкладывание Богом веры в сердце погибшего - конфессиональная, а не библейская концепция. Писание учит, что вера приходит от слышания Божьего Слова (Ин. 17:20; 20:30, 31; Деян. 17:11, 12; Рим. 10:17).

(4) Еще одна точка зрения состоит в том, что вера крещаемого направлена не на Божье действие в его собственной жизни, а на воскресение Иисуса. Такого толкования придерживается очень малое число комментаторов.

(5) Наиболее верный взгляд состоит в том, что Павел говорит о водном крещении, в котором крещаемый направляет свою веру на то, что Божье действие - то самое действие, какое воскресило Иисуса, - дает и ему спасение, добытое смертью и воскресением Иисуса. Это согласуется с контекстом и является наиболее здравым толкованием.

Ральф Мартин говорит:

«Таким образом, христианское крещение, соответствующее духовному обрезанию, которое достигнуто Христовым искуплением, требует личного признания и принятия со стороны крещаемых. Это означает необходимость веры, направленной не на саму церемонию, а на Бога, который совершает “таинство”, использует спасительную силу смерти и воскресения Христа, в которой верующие умерли и воскресли, и помещает их в сферу божественной жизни, где грех побежден» (Рим. 6:7, 9-11).

Герберт Карсон справедливо отмечает:

«Следовательно, объектом упования верующего является великая Божья сила, уже продемонстрированная в воскресении Христа. Тогда дальнейший ход рассуждений будет таким: они приняли факт воскресения Христа. Это была выдающаяся демонстрация Божьей силы, и, полагаясь на эту силу, они познали духовное воскресение в союзе с Христом».

Дж. Бисли-Мюррей пишет:

«Неверно представлять функцию веры просто в виде чего-то, что приводит к крещению, в котором Бог действует независимо от отношения человека или его понимания того, что Бог делает в крещении, или демонстрации им намерения должным образом откликнуться на крещение в дальнейшей жизни».

Бисли-Мюррей видит необходимость того, чтобы принимающий крещение имел активную веру. Вера, о которой идет здесь речь, - это вера не в факт воскресения Иисуса, а в действие, которое Бог совершает в нем самом в момент крещения. Он также говорит:

«...вера сама по себе не обладает силой поднять верующего из мертвых - она может только уповать на то, что Бог совершит это; но согласно этому утверждению в крещении Бог Своей державной силой воскрешает мертвого в ответ на веру крещаемого. Крещение, в котором Бог воскрешает из мертвых независимо от активной веры объекта Его действия, не рассматривается».

Карл Браун утверждает:

«Тогда Бог характеризуется как Тот, который воскресил Его из мертвых, потому что ход рассуждений таков: если Бог воскресил Христа, то может ли Он привести также и меня к новой жизни (ср. Еф. 1:19, 20)? Это переживается именно верой в такую “силу Божию”».

Уильям Барклей пишет:

«Это могло произойти лишь тогда, когда человек уверовал в действенную Божью силу - ту Божью силу, которая подняла Иисуса Христа из мертвых. Только тогда мог он быть уверен, что та сила, которая провела Иисуса Христа через Крест и воздвигла Его в Воскресении, может сделать то же самое и для него».

Марвин Винсент подчеркивает, что такая перемена происходит “по вере в Божье действие”, то есть “не по той вере, которую производит Бог, а по вашей вере в Божью силу... явленную в Христовом воскресении”.

Хороший вывод сделали Братчер и Найда:

«...центральную часть [Кол. 2:12] можно интерпретировать следующим образом: “Когда вы крестились, Бог как бы и вас возродил Своей силой. Он как бы воскресил вас вместе с Христом. Это произошло в результате вашей уверенности в Божьей силе”».

Крещение идет на пользу тому, кто верит, что та же Божья сила, которая оживила мертвое тело Иисуса, может взять мертвого во грехе и дать ему духовную жизнь. Это вера не в проповедника, не в воду, не в сам акт и даже не в воскресение Иисуса - это вера в действие Бога, который проявил Свою силу давать жизнь (физическую и духовную), воскресив Иисуса. Если человек верит, что Бог оживил мертвое тело Иисуса, он наверняка может иметь твердое основание верить, что Бог может и ему дать духовную жизнь и прощение, когда он примет крещение.

Действенность акта крещения зависит от веры в Божье деяние. Без такой веры этот акт - всего лишь пустой, бесполезный обряд. Крещение само по себе - без веры и понимания - не обрезает духовно и не воскрешает с Иисусом. Чтобы иметь веру в Божье действие, мы должны понимать, что Бог делает во время нашего крещения. Бог удаляет от нас наши грехи и похоти и духовно оживляет нас по нашей вере в то, что Он может сделать и сделает. Это может произойти только тогда, когда мы соединяемся с Иисусом в Его погребении и воскресении. И мы совершаем это - как физически, так и духовно, - в крещении.

Мы должны сделать вывод, (1) что Павел в вере в Божье действие во время нашего крещения видел основание для оживления и прощения нас Богом и (2) что само крещение не имеет природной силы приводить к таким результатам. Крещение является тем моментом, в котором действует Бог, потому что в воскресении Иисуса мы находим достаточное основание верить в то, что, когда мы погребаемся и воскресаем с Иисусом в крещении, Бог и нас может воскресить к новой духовной жизни и простить наши грехи.

ПОЛУЧИВШИЕ ЖИЗНЬ И ПРОЩЕНИЕ

«И вас, которые были мертвы во грехах и в необрезании плоти вашей, оживил вместе с Ним, простив нам все грехи» (Кол. 2:13).

Тех, кто верит в то, что может совершить Божья сила в момент их крещения, Бог оживляет. Чтобы показать, что такая перемена действительно происходит, Павел использует два образа (Кол. 2:11-13).

Павел говорит, что до крещения колоссяне были необрезанными, и над ними властвовали плотские страсти. Он также называет их “мертвыми во грехах” - то есть духовно мертвыми и пораженными грехом. При их крещении произошла перемена: они стали духовно обрезанными благодаря удалению их похотей, а также в духовном смысле разделили с Иисусом Его воскресение. Благодаря своей вере в то, что может совершить Бог, они перестали быть мертвыми в грехе и были оживлены. Грех, который был причиной их прежнего состояния, был устранен в крещении, что сделало их духовно обрезанными и духовно живыми. Павел говорит о колоссянах: “И вас, которые были мертвы во грехах и в необрезании плоти вашей, оживил вместе с Ним, простив нам все грехи” (Кол. 2:13).

Робертсон очень удачно подытоживает сказанное Павлом: “Бог дал жизнь и может великодушно оживить и душу, и тело. Сомневающимся Павел предлагает Божью силу”.

В следующей главе послания Павел учит тому, что должно последовать за погребением и воскресением с Иисусом в крещении: “Итак, если мы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; о горнем помышляйте, а не о земном. Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге” (Кол. 3:1, 2).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вера без крещения не имеет полноты, а крещение без веры в Божье действие не имеет силы. Спасение зависит от веры, которая стоит на том, что Бог может сделать для нас, если мы в крещении будем готовы разделить с Иисусом Его погребение и воскресение. Это та вера, которая говорит: если Божья сила воскресила Иисуса, та же сила может и нас возродить к новой жизни. Если мы совершили это преобразование с Иисусом, то и наша жизнь должна изменить направление от земных целей к небесным.

#крещение #таинство крещения #библия #христианство #религия