Монастырь расположен на острове Рябиновом (Селевицком) в 10 км от Валдая.
Его история тесно связана с преданием, уходящем корнями в 1004 год. Тогда монаху Гавриилу из Афонского Иверского монастыря явилась Богоматерь с заветом принять ее Святой Лик.
Вскоре иноки заметили на поверхности Эгейского моря яркое сияние. Свет шел от иконы, плывущей по волнами. Как не пытались подплыть к святыне на лодке, она отдалялась все дальше. Тогда братия совершила крестный ход к морю, Гавриил смело вошел в воду и икона приплыла прямо ему в руки.
Сначала Лик Богородицы поместили в алтарь. Но икона таинственным образом покидала свое место и оказывалась над вратами обители. Там ее в итоге и оставили, назвав «Вратарница».
Спустя 6 веков российский патриарх Никон отправился в Соловецкий монастырь, чтобы перевезти в Москву мощи митрополита Филиппа. По пути ему было чудесное видение с указанием места основания новой обители - на Валдае.
Вернувшись в Москву, Никон обратился к царю Алексею Михайловичу Романову. Государь не только живо откликнулся на просьбу начать строительство, но и впоследствии стал покровителем Валдайского Иверского мужского монастыря.
Осенью 1653 года были освящены две первые деревянные церкви.
Как гласит легенда, в феврале 1654 года патриарх Никон впервые посетил Валдай и нарек озеро Святым, опустив на дно Евангелие и крест.
Валдайский Богородицкий Святоозерский мужской монастырь построен по точному плану Афонского Иверского монастыря.
В 1656 году по заказу Никона на Афоне сделали копию с иконы Богоматери Иверской. Чудотворный список доставили на Валдай к моменту освящения главного Успенского собора (16 декабря 1656 года).
Тогда же царским соизволением за монастырем закрепили значительные территории новгородчины.
В начале XVIII начался упадок. Земли и имущество отошли Свято-Троицкой Александро-Невской Лавре Санкт-Петербурга.
Годы советской власти трагический период в истории Валдайского Иверского монастыря.
После революции здесь открыли трудовую артель, затем тюрьму.
В монастырских стенах работали: дом инвалидов, лесная школа для детей с туберкулезом, база отдыха, санаторий.
Не знаю, в какой период времени существовали все эти культурные учреждения, т.к. с середины 70-х годов я помню только руины.
Развалины монастыря магическим образом привлекали валдайских подростков. Мы играли в войну в обширных подвалах; искали клады; сидели в засаде по ночам, страстно желая увидеть приведение.
В 1991 году обитателям резиденции Президента Российской Федерации «Долгие Бороды», видимо, надоело смотреть на рухнувшую православную святыню. Не мудрено! Выходишь на бережок в надежде насладиться пейзажем, а перед глаза такая неэстетичная картина. Между двумя объектами меньше 2-х км по Валдайскому озеру.
Куда приятнее было бы смотреть на золотые купола.
В данном случае — я всецело «За»!
То, что осталось от монастыря вернули РПЦ вместе со значительными средствами из резервного фонда президента.
В 2001 году В.В. Путин подарил обители новую Иверскую икону Богоматери, списанную с оригинала в 1854 году. Драгоценную ризу изготовили мастера Златоуста.
К 2008 году Валдайский Богородицкий Святоозерский мужской монастырь отстроили заново. На торжественном освящении 12 января присутствовали Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, президент РФ В.В. Путин, духовенство и чиновники высших уровней.
Работы продолжаются. Со времени нашего предыдущего визита прошло 5 лет — за это время приобрела целостность крепостная стена, окружающая обитель.
Все выглядит празднично и пестро. Купола Успенского собора сверкают свежей позолотой, башенки — зеленой кровлей; стены оштукатурены и украшены изразцами; дорожки вымощены плиткой; на монашеском подворье кипит работа.
«В настоящее время число братии составляет 23 насельника, из них 5 иеромонахов, 3 иеродиакона, 2 монаха, 1 инок, а также послушники и трудники. Священство и часть братии, занята на послушаниях при храме, остальная часть братии, послушники и трудники, выполняют другие различного рода послушания: занимаются огородами, работают на скотном дворе, в столярных мастерских, на пасеке» /https://iveron.ru/
Историки говорят, что монастырь совсем не похож на оригинал. Ну и пусть!
В конце концов, каждая эпоха имеет право на собственную архитектурную моду.
А также: Грустный рассказ о Валдае.