Мы ждали, ждали и, наконец, дождались - в прокат вышла "Дюна" Дени Вильнёва. Один из наших авторов уже побывал в кинотеатре, а теперь, преисполненный впечатлениями, спешит о них рассказать.
Честно, субъективно и от первого лица. Потому что писать на этот раз статью в стиле кинорецензии совершенно не хочется, а хочется попробовать передать с помощью бесстрастных символов - букв, цифр, точек, запятых и непременно восклицательных знаков - свои зрительские эмоции и даже, пожалуй, восторг.
Стоит ли идти в кино?
До просмотра фильма я сознательно не читала никаких мнений кинокритиков - хотелось составить собственное впечатление. Зато после просмотра первое, что сделала - отправилась в интернет искать рецензии и отзывы. Впечатлений было много, и переполненная этими впечатлениями душа жаждала знать, что думают другие.
Интернет удивил.
На самом деле, отзывов зрителей пока мало, прокат только начался. Однако большинство кинокритиков успели посмотреть фильм раньше нас, простых смертных, так что недостатка профессиональных рецензий в сети точно нет. Зато есть недостаток положительных оценок. И это странно.
Фильм-то отличный! (Обещанный восклицательный знак).
Иногда кажется, что некоторые критики воспринимает название своей профессиональной деятельности слишком буквально. Вроде как, взялся писать критическую рецензию - критикуй, а то несолидно. Но я, как уже говорилось выше, не собираюсь писать рецензию, а хочу поделиться впечатлениями. Поэтому критиковать ничего не буду. Если честно, даже не понимаю, зачем этот фильм критиковать.
Если всё же внимательнее ознакомиться с критическими рецензиями, можно отметить основной момент, который большинство авторов относят к минусам - этот фильм называют одной сплошной завязкой без финала.
Дело вот в чем: "Дюна" идет два с половиной часа - и это только половина сюжета книги. (Поскольку я не читала заранее никаких рецензий, я этого не знала, так что финал удивил - до становления Квисатц Хадераха еще далеко). Оказывается, Дени Вильнёв, который мечтал снять "Дюну" большую часть жизни, представлял себе экранизацию первой книги не иначе, как в виде двух фильмов - и озвучил это условие студийным боссам. А те согласились.
Если смотреть на результат, замахнуться на дилогию было правильным решением. Иначе слишком многое пришлось бы выкинуть, и тогда фильм вышел бы скомканным, или могло получиться, как с экранизацией 1984 года Дэвида Линча, когда ровно такое же неспешное начало плавно перетекло в крайне схематичную и сумбурную последнюю треть фильма.
Однако вот какая загогулина. Студийные боссы хоть и согласились на дилогию, отмашки на съемки второго фильма никто пока не давал. Утром деньги, вечером стулья - иначе говоря, всё будет зависеть от сборов, и если "Дюна" провалится в прокате, то и продолжение не выйдет.
Если честно, будет обидно.
Да, это действительно очень неспешный фильм. Да, время от времени он впадает буквально в медитативное состояние, да, там немало кадров замедленной съемки, откровенно много акцента на деталях, равно как и сцен, которые из более динамичного фильма были бы вырезаны недрогнувшей рукой, но это же Дени Вильнёв - разве он куда-то спешил, например, в "Бегущем по лезвию 2049"? Однако именно такой неспешный темп позволяет постичь дзен, с головой погрузиться в атмосферу планеты Арракис и вынырнуть из нее, только когда в зале зажжется свет, с мыслью "хочу сиквел".
Неспешность - не недостаток.
Несмотря на всю неспешность, фильм смотрится на одном дыхании. Сюжет не провисает и, если уж на то пошло, помимо медитативной неспешности в нем достаточно экшена, чтобы не заскучать. Хоть по-своему правы те критики, которые говорят, что фильм обрывается на полуслове, что это одна сплошная завязка и знакомство с миром, а развитие действия надо ждать во второй части, если она, конечно, выйдет...
Всё так, но в то же время "Дюна" кажется вполне законченной. В ней есть промежуточный финал, завершаются промежуточные арки персонажей - это касается и многих второстепенных героев, и, конечно, главного - Пола Атрейдеса. Вильнёв снял "роман о взрослении" - в первой сцене Пол еще юноша, в последней он - мужчина, который принимает бой. Нам пока не показали, что дальше и как он будет адаптироваться к жизни с фрименами, однако зрители уже могут додумать, что теперь, после всех перенесенных испытаний, он вырастет в лидера и станет тем самым Избранным, о котором вокруг него все столько говорят.
Итак, идти ли на "Дюну" в кино? Мое мнение - да. Неважно, что это только первая часть - фильм хорош сам по себе. Нынче выходит не так много запоминающихся фильмов, просмотр которых доставляет удовольствие и оставляет после себя что-то важное в душе - поэтому посмотреть его однозначно стоит. А в кино - просто чтобы увидеть на большом экране все эти песчаные пейзажи. Они великолепны, и натурные съемки, которых сильно не хватало в фильме 1984 года, тут работают на все сто.
А еще в кино стоит сходить, чтобы оценить спецэффекты - может, это и не удивительно, тем не менее, они очень хороши. А еще, чтобы услышать музыку Ханса Циммера - ее много, она правит бал и расширяет сознание не хуже того самого драгоценного спайса, и для первого просмотра, чтобы получить полные впечатления, нужен громкий звук. Ну и да, чтобы фильм не провалился в прокате. Ради этого тоже стоит сходить.
Актерская игра
Несколько слов напоследок, потому что проигнорировать эту тему невозможно. Дени Вильнёв собрал у себя целую кучу звездных актеров, которые умеют играть. Все они играют действительно хорошо, и каждый на своем месте - однако поскольку у меня тут субъективный эмоциональный отзыв, мне хочется распределить эти места в соответствии со своими личными впечатлениями.
Во-первых, невероятно впечатлил Стеллан Скарсгард, который играет барона Харконнена. На протяжении всего фильма он появляется на экране едва ли на пять минут, к тому же из-за грима его не сразу узнаешь - но он великолепен. Ни намека на карикатурного клоуна-садиста, которым барон был в старой экранизации. У Вильнёва он по-настоящему жуткий - этот Харконнен пугает до мурашек своей равнодушной жестокостью. Он не хлопает в ладоши при виде крови - нет, он просто решил, что вот эти люди должны умереть, и действует по плану.
Во-вторых (хотя я долго думала, не отдать ли ей первое место) - Ребекка Фергюсон, леди Джессика и мать Пола. Она продемонстрировала прекрасную актерскую игру и живые эмоции, к тому же у нее достаточно экранного времени для раскрытия персонажа - и это идет фильму на пользу.
В-третьих, сразу несколько актеров: Хавьер Бардем (Стилгар, лидер племени фрименов - его тоже немного, но даже в течение этих нескольких минут им буквально любуешься), Оскар Айзек (герцог Лето, отец Пола) и, внезапно, Джейсон Момоа (Дункан Айдахо) - он идеально вписался в образ, продемонстрировал, что умеет играть, и был прекрасен в боевых сценах.
Отдельно - Тимоти Шаламе (Пол Атрейдес). До просмотра насчет него было больше всего сомнений, а зря - своего персонажа он отыгрывает отлично. На первое место его поставить не получилось - рейтинг у меня сугубо субъективный, - но Шаламе определенно справился.
Что касается остальных - они тоже хороши. Не хочется превращать статью в сплошное перечисление актерских имен, поэтому просто отмечу, что с кастингом попали и в случае Преподобной матери, и с Гурни Халлеком, и в обоими ментатами, и с доктором Юэ, и с Раббаном, и с Чани (хотя ее игру пока сложно судить, эпизодов с ней было мало - посмотрим, как Зендея дальше справится).
Зато, как ни странно, в фильме вообще нет Фейд-Рауты. (Вроде бы фанаты долго гадали, кем же заменят Стинга из экранизации 1984 года - оказалось, никем). Впрочем, в сюжете вообще мало сцен с Харконненами, так что Фейд-Раута, если бы он был, в лучшем случаем просто постоял бы где-то сбоку и выдал полторы реплики. Возможно, персонаж появится во второй части?
А еще такой момент - доктор Кайнс стал чернокожей женщиной. Не спешите проклинать пресловутую повестку, хотя дело явно в ней, родимой. В данном случае смена пола не портит фильм, поскольку персонаж от нее ничего не потерял (впрочем, ничего и не выиграл), к тому же, играет актриса хорошо. Есть ощущение, что этот казус - просто уступка современности, однако нам повезло отделаться малой кровью и второстепенным персонажем. Ведь актеров другого пола и цвета кожи, вне зависимости от того, что черным по белому написано в книгах, могли взять и на главные роли.
Ладно, волевым усилием статью надо все-таки завершить - рассказывать о своих впечатлениях можно долго, но она и так получилась слишком длинной. Кстати, информация об истории создания "Дюны" и ее внутреннем мироустройстве сюда совсем не поместилась - однако если вы новичок в этой вселенной, посмотрите текст, который выходил на канале в прошлом году:
"Дюна": почему все ждут этот фильм и что важно узнать перед просмотром?
Друзья, будет здорово, если вы придете в комментарии поделиться своим мнением!
Спасибо, что дочитали! Два раза ку за подписку и лайк :)
#дюна