Сегодня можно наблюдать странную картину: молодые люди, которым едва исполнилось тридцать лет (или около того), ведут себя как форменные пенсионеры: ругают "нынешнее поколение", вспоминают культуру своей "бурной молодости", рассуждают о том, "какая молодёжь нынче пошла"... Сам я принадлежу к тому же поколению тридцатилетних и, хоть и не столь критично отзываюсь о нынешних подростках, не могу не отмечать, что они имеют ряд существенных отличий от нас - миллениалов. Во многих отношениях мы, тридцатилетние, ближе к предыдущему поколению, чем к нынешнему - так называемым "зуммерам".
И объяснить этот феномен достаточно просто. Дело здесь даже не в том, что просто "времена другие". Да, свою роль в определённой степени играют политические и экономические реалии, в которых нынешним подросткам довелось жить. Политика и экономика меняются постоянно. Юность наших мам и пап пришлась на брежневские годы, мы же росли в девяностые - в принципиально ином обществе. Зуммеры родились и живут в стране, напоминающей обе эти системы: рыночная экономика, общество потребления и открытые границы уживаются здесь с авторитарной диктатурой, "единственно правильной партией" и всё усиливающейся цензурой.
Своеобразие нынешнего поколения значительно глубже. Чтобы понять это, достаточно вспомнить, каковы были критерии "жизненного успеха" у нас и у наших родителей. А они, в общих чертах, были одни и те же.
Человек ХХ века
До сих пор человек, который хотел стать успешным, стремился овладеть как можно большим количеством знаний и навыков. В школе среди нас были "ботаники", впитывающие теоретическую информацию по самым разным областям; расторопные "торопыжки", делающие упор на практических умениях. Успешные подростки участвовали в школьных олимпиадах по самым разным предметам, и такие ученики воспринимались как своеобразная интеллектуальная элита. Одни углублялись в изучение иностранных языков, другие решали сложнейшие математические задачи, третьи превосходно разбирались в истории или биологии...
На долгие десятилетия высшей ценностью считалась человеческая личность, которая и складывалась из усвоенных знаний и навыков. У этого было сразу несколько стимулов. В одни годы развитие личности подстёгивалось борьбой с государственной коммунистической идеологией, которая стремилась выжечь из человека всякое своеобразие и растворить себя в безликой массе; а в другие годы развитие своей личности служило ключом к материальному благополучию.
Человек интернет-эпохи
Безусловно, знания и профессиональные навыки необходимы всегда. Вот только сегодня их значимость совсем не та, какая была "в годы нашей юности". Ведь сегодня "Гугл знает всё". Сегодня нет смысла запоминать огромные массивы информации - вся она, за некоторым исключением, находится в открытом доступе. Имеющиеся пробелы в знаниях легко заполняются с помощью интернета, по нему же можно освоить почти все необходимые навыки. Конечно, стать врачом, обучаясь по интернету, пока что нельзя, но вот музыкантом, историком, переводчиком - можно без особых проблем.
В нынешнюю эпоху особую важность приобрели совсем другие качества. Например - умение быстро находить информацию. Место эрудиции заняла сообразительность - умение логически рассуждать, строить алгоритм своих действий, открывать шаг за шагом нужные сайты для нахождения конечной информации - и тому подобное. Второе важное качество современного человека - так называемый "эмоциональный интеллект": умение проявлять чувства и эмоции, направлять их в нужное русло, способность общаться с разными людьми, устанавливать близкий контакт, находить индивидуальный подход к любому клиенту.
Это и объясняет, почему поколение зуммеров такое своеобразное. Нам они подчас кажутся глупыми, неэрудированными, непредсказуемыми; однако они, по сравнению с "поколением тридцатилетних", значительно более открытые и настроенные на общение. "Теоретический интеллект" сегодня один на всех (по крайней мере до тех пор, пока политики окончательно не разрушили свободное интернет-пространство своими безумными законами), а вот эмоциональный и творческий интеллект - важное качество человека и залог его успеха.
Тем более что эмоциональная и творческая сфера - это единственные области, которые пока что недоступны искусственному интеллекту. Только здесь человек может чувствовать себя подлинным хозяином положения. Всё остальное всё больше занимают машины: теперь они умеют не только таскать тяжёлые мешки, но и собирать автомобили, производить бухгалтерские расчёты, регулировать уличное движение и даже генерировать простые шаблонные тексты (преимущественно делового характера). Бот может составить объявление о продаже квартиры или машины и разместить его на различных интернет-площадках, но совершенно не способен написать стихотворение и выразить в нём своё личное отношение к действительности.
Заинтересовались материалом?
Ещё статьи этого автора: