www.galleriaborghese.it
вт-вс 8.30-19.00, касса закрывается на полчаса раньше.
Вход — €8,50, бронирование — €2
Мы знали про бронирование (спасибо профильным форумам!) и не то, что забронировали, а даже купили билеты в Галерею еще в Москве - и правильно сделали. А теперь я поделюсь с вами, как это можно сделать. Заходите по этой ссылочке, достаете свою Визу (или прочий Мастер-карт), выбираете день и время посещения - и - вуаля! Можете не сомневаться - вы попадете в эту сокровищницу мирового искусства. Только постарайтесь прибыть к входу заранее (хотя бы за 30 минут). Добраться до входа в Галерею удобно автобусами 52 и 53 или трамваями 3 и 19. А можно на метро до станции Спагна (Metro Spagna)
Галерею Боргезе называют «королевой частных коллекций», и это чистая правда. Я была сражена наповал великолепием этого собрания…
Поверьте - даже в том случае, если бы в этих залах не стояло бы ни одной скульптуры, не висело бы ни одного живописного полотна, эти стены все равно произвели бы на вас неизгладимое впечатление. Чего стоят великолепно сохранившиеся мозаики в сочетании с дивно инкрустированными полами из ценных пород камня и мрамора. Такое же великолепие - на стенах, где вместо пусть шелковых, но все-таки обоев или относительно недорогой росписи по штукатурке (как во многих других дворцах победнее) - роскошная флорентийская мозаика из натурального камня. А потрясающей красоты плафоны на потолках! Где мастерство художников, которые расписывали их, достигло таких высот, что порой кажется, что атласные ленты, знамена, крылья ангелов не написаны на штукатурке, а являются реальными объемными (!) деталями потолков.
В римской галерее Боргезе хранится самая представительная коллекция полотен Караваджо. Здесь экспонируется шесть его картин, в то время как другие немногие музеи мира владеют не более чем одной работой этого художника.
Никак не пройти из знакомого по всем учебникам по искусству - Мальчик с корзиной фруктов.
На первом этаже галереи из живописных шедевров Караваджо мы увидели полотно "Больной Вакх". Интересно все-таки - чем может болеть Вакх? Может, это просто - похмелье?
Конечно, чтобы собрать в одном месте такое количество шедевров, надо было быть князем Сципионом Боргезе — тем самым человеком, для которого придумали должность кардинал-племянника, то есть такого родственника папы, которому совершенно официально отходили все подарки и синекуры. Никто больше не смог бы выкрадывать из монастырей полюбившиеся полотна Рафаэля и скупать холсты Караваджо за бесценок.
Князь Сципион (в некоторых источниках - Шципион) прославился как один из главных заказчиков совсем молодого, начинающего скульптора Бернини — в результате почти весь первый этаж заставлен его скульптурами.
«Похищение Прозерпины» - эта работа Бернини вывела по мнению искусствоведов, технику за грань фантастики - посмотрите крупнее -
крепкие пальцы титана так и впились в нежную, теплую и живую кожу Прозерпины
«Аполлон и Дафна» (нимфа, которая на глазах изумленного зрителя, превращается в деревце, чтобы спастись от пылких объятий Аполлона - вот ведь странная какая особа...) - мастерство совсем еще молодого тогда Бернини просто поражает
и «Давид с пращой», которому скульптор решил придать свое собственное лицо (говорят, что зеркало перед ним держал, сам кардинал Барберини, будущий Урбан VIII)
Интересно было посмотреть и на живописные автопортреты этого потрясающего скульптора, работы которого мы уже неоднократно встречали в Риме.
Здесь же, в собственном дворце, членами семьи Боргезе дозволялось все - можно было выставить откровенные произведения искусства без лишней цензуры. Например, картина с мифологическим сюжетом, на которой изображен малыш Геракл, который вместе с «Мадонной Палафреньери» давит ногами змею, была отвергнута заказчиком за слишком откровенное декольте у мадонны, и за бесценок приобретена Сципионом в свою коллекцию.
Еще одним из самых скандальных экспонатов галереи является «Лежащая Венера» работы скульптора Кановы. Это портрет супруги князя Камилло Боргезе Паолины Бонапарте, тогдашнего идеала классической женской красоты. Статуя была главным предметом обсуждения в римских салонах. Впрочем, как и сама модель - любимая сестрица Наполеона, весьма экстравагантная особа, которая на язвительные вопросы римских матрон - как же она осмелилась позировать голой, отвечала сухо: «В мастерской Кановы хорошо топят"👇👇👇
Пройдя первый этаж галереи, мы ненадолго вышли в уютный садик, чтобы несколько "распределить" свои эмоции и приготовиться к дальнейшему осмотру этого уникального собрания шедевров.
Начавшийся дождик (в этот день дождик начинался как-то сразу - сильно и с порывами ветра) - заставил нас скорее бежать обратно в Галерею. И мы уже были полностью готовы насладиться шедеврами, которые находятся на втором этаже. Кстати, не могу не отметить, что все 3 этажа Галереи - с высоченными потолками (обычно в дворцах почему-то потолки с каждым этажом ниже и ниже) - поэтому подъем по винтовой лестнице на второй этаж, был равносилен (по нашим ощущениям) подъему на 5-6 этаж наших стандартных многоэтажек)))
На втором этаже Галереи находится богатейшая коллекция живописи и целое созвездие выдающихся мастеров. В их числе - великолепный Тициан и его — волшебная, мерцающая «Любовь земная и небесная» А еще Тициан писал совсем гламурные полотна.
Вот, например, - "Воспитание амура" (Трогательный сюжет - видите - амурчику с курячьими крылышками специально глазки Венера завязывает?)
Здесь есть еще Рафаэль - Драматичное полотно «Снятие с креста», украденное (!) князем Сципионом из Перуджи
А нам очень приглянулась рафаэлевская трогательная "Дама с единорогом".
Есть в галерее Прекрасное, объемное полотно работы Доменикино («Охота Дианы», которую князю Сципиону удалось заполучить только после того, как художника засадили в тюрьму). Две совсем юные особы на полотне - так весело и натурально бултыхаются в мелкой речушке! А одна из них неотрывно смотрит вам прямо в глаза)))
Лукас Кранах старший также представлен несколько странной трактовкой образа Венеры в модной роскошной шляпе и кожаным ошейником
Рубенс, представленный здесь полотном «Пьета» (где Христа кладут на античный саркофаг), несколько необычен (отсутствуют пышнотелые красотки) - впрочем, данный сюжет обязывает все-таки к аскетизму
Надо сказать, что последующие поколения князей Боргезе не ударили в грязь лицом — коллекция продолжала пополняться до начала XIX века. В настоящее время в Галерее имеется раздел современного искусства
А мы решили продолжить так чудесно начавшийся день прогулкой по самому большому парковому комплексу Рима. Но об этом - в следующей публикации. Не уходите надолго!
#музей #галерея боргезе #рим
#история искусства #живопись #караваджо #рафаэль #шедевры живописи #скульптура