Найти в Дзене
Охотник за Мечтой

Парадоксы мышления: когда и почему дети оказываются умнее взрослых

Эксперимент в спортклубе Жду в спортклубе своих сорванцов, наблюдаю, как через турникет проходят люди. Очень любопытное зрелище, если учесть, что на входе два турникета, и один из них сломан. Причём сломан от слова совсем, то есть наповал: преграждающая штанга грустно висит, открывая проход полностью. И вот спускаются со второго этажа отец с сыном. Отец держит в руке магнитный браслет, готовится им воспользоваться как ключом у турникета, а сын, щёлкая варежкой по сторонам, спешит следом. Пока папа чинно взаимодействовал с рабочим турникетом, мальчуган, не долго думая, прошёл рядом через неработающий. Я предполагаю: "Скорее всего, взрослый сосредоточен на своих мыслях, а рука с ключом работает на автомате, тогда как ребёнок воспринимает текущий момент. Ему на работу завтра не нужно, можно позволить себе разглядывать окружающий мир". Вскоре я вижу подтверждение своей гипотезе. Молодой парень быстро сбегает по ступенькам и, на ходу оценив ситуацию, устремляется в свободный проём. Вслед з
Оглавление
Мышление детей организовано иначе, поэтому иногда они получают преимущество
Мышление детей организовано иначе, поэтому иногда они получают преимущество

Эксперимент в спортклубе

Жду в спортклубе своих сорванцов, наблюдаю, как через турникет проходят люди. Очень любопытное зрелище, если учесть, что на входе два турникета, и один из них сломан. Причём сломан от слова совсем, то есть наповал: преграждающая штанга грустно висит, открывая проход полностью.

И вот спускаются со второго этажа отец с сыном. Отец держит в руке магнитный браслет, готовится им воспользоваться как ключом у турникета, а сын, щёлкая варежкой по сторонам, спешит следом. Пока папа чинно взаимодействовал с рабочим турникетом, мальчуган, не долго думая, прошёл рядом через неработающий.

Я предполагаю: "Скорее всего, взрослый сосредоточен на своих мыслях, а рука с ключом работает на автомате, тогда как ребёнок воспринимает текущий момент. Ему на работу завтра не нужно, можно позволить себе разглядывать окружающий мир". Вскоре я вижу подтверждение своей гипотезе.

Молодой парень быстро сбегает по ступенькам и, на ходу оценив ситуацию, устремляется в свободный проём. Вслед за ним идёт процессия женщин предпенсионного возраста. Вряд ли они приходили на фитнес, судя по всему, это клиенты спа-салона. Без умолку о чём-то болтая, они сталпливаются у работающего турникета и проходят по-очереди, передавая ключ-браслет друг другу. Полный транс.

Но мне любопытно, как поведут себя мои сыновья. А вот и они. Старший впереди - младший за ним. Младший только дома его задирает, на чужой территории слушается во всём. У турникета остановились, оценили ситуацию и... пошли через работающий, хотя явно видели свободный проход. Я смеюсь:

- Вы чего такие законопослушные?

Они только улыбаются в ответ. Судя по мордочкам, хорошо усвоили, что правила созданы для того, чтобы их соблюдать. Так обладает ли мышление детей некоторыми преимуществами перед мышлением взрослых?

-2

Возьми штангу домой!

Наблюдения у турникета показали, что дети чаще взрослых замечают возможность пойти более простым путём, тогда как взрослые чаще детей погружены в своим мысли и поэтому не замечают того, что на первый взгляд кажется очевидным. Это легко объясняется тем, что у взрослых взрослые заботы, но является ли этот"взрослый" способ организации мышления более эффективным? Увы, нет.

Дело в том, что перманентное погружение в свои заботы вообще сложно назвать организацией мышления. Когда мы едем на работу или с работы, идём в магазин или парикмахерскую, нам кажется, что лучше всего это время посвятить размышлению над значимыми проблемами, чем думать обо всякой ерунде или условно не думать ни о чём. И это величайшее заблуждение.

Эффективное мышление построено по принципу ритма: сосредоточенность - рассредоточенность, концентрация - расслабление, целедостижение - целеотпускание. Если мы не научимся вовремя отпускать цели, мы будем очень медленно к ним двигаться или не достигать их вовсе.

Представьте, если бы тренер в спортзале сказал вам: "Возьми штангу домой! Зачем зря тратить время?"

За рамками можно и нужно "забывать" о своих трудовых задачах. Это позволяет не только эффективно восстанавливать интеллектуальный потенциал, но и пребывать в текущем моменте, подобно ребёнку, который с детской непосредственностью смотрит на окружающий мир, не выпадая из реальности. Или подобно доброму охотнику, что идёт по своему Великому Лесу, готовый к любой неожиданности.

Рудияр

Общаюсь с подписчиками в своём клубе ВК

#мозг #мышление #самопознание #дети #психология #саморазвитие #эффективность #осознанность #планирование #тайм-менеджмент