Найти тему
Parents Area

Как ребенок ощущает мир

Восприятие мира ребенком
Источник фото – сайт: https://clck.ru/Xb3ci
Восприятие мира ребенком Источник фото – сайт: https://clck.ru/Xb3ci

Маленький ребенок – хрупкий, неокрепший организм, который только знакомится с окружающим миром и его особенностями.

Воспринимать окружающую действительность ребенок начинает еще с младенчества, где к первому году жизни малыш начинает получать навыки восприятия и мыслительных действий.

Практически все действия ребенка возраста до 3-х лет опираются на чувственное восприятие. Ребенок не может анализировать, предугадывать, фантазировать, и потому все его действия опираются на то, что он видит, слышит, чувствует (воспринимает сенсорно). В целом, практически весь мир существует в наглядном окружении ребенка. Есть то, что ребенок видит. В качестве доказательного примера могу привести немало известный эксперимент К. Левина. Суть эксперимента была в том, что детей просили сесть на валун, чего дети сделать не могли, ведь для этого было необходимо отвернуться от камня. Ребенок отвернулся, камень исчез из поля зрения, чувственного восприятия предмета нет. Только некоторые дети смогли сесть на камень, один из них решил опереться на валун руками, тем самым получив тактильное восприятие; а другой ребенок умудрился широко расставить ноги, и смотреть на булыжник согнувшись. Так было открыто "полевое" поведение, суть которого заключается в том, что внимание ребенка привлекает, в основном то, что находится в обозримом окружении.

Однако так не происходит всегда!

В процессе взаимодействий с предметами и объектами окружающего мира маленькие дети начинают мыслить и получать представления об интересующем их предмете.

Из вышесказанного делаем вывод – маленьким детям свойственно сенсорное восприятие мира, которое в дальнейшем становится фундаментом полноценного развития. Понятие сенсорного восприятия сполна объясняет все тяги ребенка к "потрогать", "укусить", "кинуть", и т.д. Маленький исследователь всеми доступными себе способами пытается изучить окружение.

Изначально ребенок начинает понимать разницу предметов, то есть он понимает, что квадрат и круг выглядят по-разному; позже приходит понимание, что шар будет катиться, а квадрат вполне устойчив. Однако как-то зафиксировать новые знания, а тем более практиковать их ребенок, в силу неокрепшего сознания, пока еще не способен. Это заметно при простейших манипуляциях ребенка с предметом: пытаясь схватить игрушки разных размеров малыш будет делать движения с одинаковой амплитудой, силой, шириной расстановки рук.

В процессе знакомства с предметной деятельностью ситуация меняется, что само собой логично. Примерно к 2-3м годам повседневная жизнедеятельность побуждает ребенка анализировать и соотносить свойства предметов. Как мы можем это увидеть? Простая и распространенная логическая игра для детей, где необходимо игрушки разных форм поместить в "домики".

Источник фото – сайт: https://clck.ru/Xb7JS
Источник фото – сайт: https://clck.ru/Xb7JS

Ребенок пробует просунуть квадратную игрушку в круглое отверстие и получает опыт – фигурка не проходит. Сначала ребенок будет настойчиво пытаться ее туда запихнуть, однако позже, убедившись, что это так не работает, начнет искать другой "домик" для игрушки, изначально уверено пихая ее в другие отверстия, а потом и вовсе только примеряю фигурку путем приложения контуров. Теперь, в процессе решения данной задачи, квадратная фигурка стала эталоном в поиске. Надо найти квадратное отверстие.

Постепенно эталонов становится все больше. Однако сначала эталонами выступают знакомые предметы. Например, если мы у ребенка 2-3х лет спросим "На что похож апельсин?", то скорее всего услышим в сравнении мяч, а не шар или круг.

Именно тут всю важность приобретает культура сенсорного воспитания. Сенсорное воспитание определяет развитие и совершенствование всех видов восприятия, а также обогащение чувственного опыта ребенка. И становится фундаментом целостного развития, и понимания окружающего мира.