Найти тему
Евгений Родионов

Герой на все времена

Всякий, кто интересуется историей Средних веков, особенно тем, что касается военного дела, конечно, знает о манере художников того времени (как авторов миниатюр в рукописях, так и скульпторов) изображать героев прошлого как своих современников. Взять хотя бы Александра Македонского. Везде в средневековых произведениях искусства он предстает как типичный рыцарь, и по его изображениям хорошо изучать использовавшиеся тогда доспехи.

Александр Македонский повергает индийского царя Пора.  Миниатюра из "Правдивой истории доброго царя Александра", около 1420-25 гг. Британская Библиотека.
Александр Македонский повергает индийского царя Пора. Миниатюра из "Правдивой истории доброго царя Александра", около 1420-25 гг. Британская Библиотека.

Голиаф или король Артур в этом отношении не лучше (или наоборот – не хуже?). В Эпоху Возрождения представление о том, что раньше одежда и оружие людей выглядели не так, как сейчас, а значит, и рисовать их надо по-другому, стало уже более распространено. Но и в XVI веке реалии античности старались воспроизвести далеко не всегда – чего стоит хотя бы великолепная «Битва Александра» в которой Альбрехт Альтдорфер в 1529 г. запечатлел победу Александра Македонского над Дарием при Иссе в 333 г. до н.э.

Альбрехт Альтдорфер. Битва Александра (Die Alexanderschlacht). Мюнхен, Старая Пинакотека.
Альбрехт Альтдорфер. Битва Александра (Die Alexanderschlacht). Мюнхен, Старая Пинакотека.

Пожалуй, будь у македонян такие доспехи, как на картине, они бы точно завоевали весь мир.

Александр прекрасен, как и его гетайры
Александр прекрасен, как и его гетайры

Понятно, что объясняется эта трактовка событий прошлого специфическим отношением средневековых людей к историческому времени, хотя, конечно, последователи Фоменко вполне в состоянии использовать подобные произведения искусства как доказательство своих противоестественных фантазий (и ведь используют).

А я, вспоминая себя в детстве, чувствую духовное родство со средневековыми художниками, и их видение истории кажется совершенно понятным и естественным. Причина в следующем.

Кажется, первым героем моего детства был атаман Платов. Почему именно он, объяснить очень легко. В то время одним из моих любимых литературных произведений была поэма «Бородино» Лермонтова. Прекрасные стихи, повествующие о великих подвигах в защиту своей родины – вовсе не удивительно, что они нашли у меня самый живой отклик, и я очень скоро выучил их наизусть.

Так, а при чем же тут Платов, который у Лермонтова совсем не упоминается, да и при Бородине, по правде сказать, лавров не снискал (об этом я узнал сильно позже)? А при том, что в моем распоряжении было лермонтовское «Бородино», изданное «Детской литературой» в 1982 году с иллюстрациями И. Архипова.

-4

Боевые эпизоды там показаны динамично, но без излишних подробностей, а на задних страницах обложки есть портреты героев войны – эдакие сильно упрощенные версии портретов кисти Джорджа Доу из эрмитажной галереи. По девять портретов, из которых центральный чуть покрупнее, что дополнительно намекает на его особую важность.

Мини-галерея героев 1812 года
Мини-галерея героев 1812 года

На первой обложке в центре Кутузов, что совершенно закономерно, а на задней – как раз Платов. Причем, изображая его, художник Архипов не ориентировался на оригинал Доу, а предложил свою версию облика атамана (может, переработал какой-то другой первоисточник, но я его не знаю).

Сразу видно, кто тут самый брутальный. Как-то обидно за Дениса Давыдова в левом нижнем углу.
Сразу видно, кто тут самый брутальный. Как-то обидно за Дениса Давыдова в левом нижнем углу.

И Платов у него, единственный из всех остальных генералов русской армии, одну руку залихватски упирал в бок, а другой сжимал саблю, что делало его в моих глазах просто инфернально лихим и героическим. Тот же самый Платов на портрете Доу по сравнению с архиповским смотрелся просто тихим интеллигентом (в свое время в Эрмитаже это меня изрядно разочаровало), да и пожилой безоружный Кутузов как-то не тянул.

Джордж Доу. Портрет М.И. Платова. Около 1819-25 гг. Государственный Эрмитаж
Джордж Доу. Портрет М.И. Платова. Около 1819-25 гг. Государственный Эрмитаж

Итак, Платов – супергерой, и в свои 5-6 лет я его неоднократно рисовал. И вот один из этих рисунков, самый законченный, на котором Платов предстает во всей своей славе.

Герой войны 1812 года атаман Платов
Герой войны 1812 года атаман Платов

И что же мы там видим? Пройдемся по деталям. Сразу отмечу, что нечто черное продолговатое справа – это лошадь. Платов ведь атаман, значит лошадь ему обязательна. Правда, здесь ее узнать не так легко, потому что места для нее мало, и она изображена не в профиль, а анфас, иначе бы не поместилась. Ну, средневековые художники тоже сталкивались с такими проблемами.

-9

Зато у лошади Платова стремена хорошо видны.

В центре, в профиль влево сам Платов. Могучая, угловатая, вполне мужественная фигура. То, что это именно он, кроме подписи на картинке подсказывает разве что здоровенная сабля на поясе, да и пара наград в виде крестов. Ну, может, еще кавалерийские сапоги со шпорами.

А вот все остальное… На голове явно фуражка с красной звездой, на поясе бляха, опять же со звездой, цвет формы – зеленый, и никаких усов. Что тут общего с Платовым, героем войны 1812 года?

А вот именно то, что он герой. Потому что для меня в том возрасте (примерно 6 лет, это около 1983 года) главными героями, которых доводилось видеть по телевизору, были участники парадов на 9 мая.

-10

Поэтому и Платов получился офицером советской армии в парадной форме. На рисунке сейчас уже не так хорошо можно видеть, но у него еще погоны, петлицы, на правой стороне груди золоченый аксельбант, а еще – звезда Героя Советского Союза – я уже тогда знал, что эта маленькая награда может быть только у самых больших героев.

Повыше некий крест, пониже звезда Героя Советского Союза, между ними аксельбант
Повыше некий крест, пониже звезда Героя Советского Союза, между ними аксельбант

А сооружение слева от Платова, внизу – это, конечно же, мавзолей Ленина. Ведь Платов, как настоящий герой, прошел Парадом Победы по Красной площади, а какая Красная площадь без мавзолея?

-12

Мне кажется, я понимаю средневековых художников, да и они бы меня поняли )).