За свою долгую карьеру Би Би Кинг записал несколько лучших альбомов всех времен во всей истории блюза.
Человек по имени Райли Би Кинг родился в середине 20-х годов в Миссисипи, и в какой-то момент стал бесспорным королем блюза. Однажды он придумал себе псевдоним "Blues Boy", и много всего разного с тех пор было в его жизни, включая жестокий расизм, крайнюю бедность или совершенно неожиданное, правда недолгое совместное творчество с далёкими от блюза ирландцами из U2, но в конце концов он стал послом того стиля музыки, который для себя выбрал.
Стилистически первые несколько альбомов Би Би Кинга явно инициированы его кумиром Ти-Бон Уокером, но к началу 60-х он был уже сам по себе и оказал сильнейшее влияние на банду белых подростков из Лондона, включая Питера Грина, будущего роллинга Мика Тейлора или Эрика Клэптона, который ещё до этих двоих засветился в JOHN MAYALL’S BLUESBREAKERS.
«Если вы ещё не знакомы с его творчеством», - сказал однажды Клэптон, - «Советую вам найти альбом под названием Live At The Regal, с которого все и началось для меня, когда я был молодым музыкантом».
Live At The Regal вышел в 1965 году и это первый из шедевров Би Би Кинга. Отметим, что он полностью управляет своей аудиторией, в отличие от других блюзменов в тот период. Это было время, когда многие блюзовые исполнители отказывались от своей индивидуальности, чтобы максимально удовлетворить новую для них аудиторию, состоящую из белых, одержимых блюзом Дельты Миссисипи. Би Би же преподносил своим преимущественно черным поклонникам именно то, что он хотел: прогрессивную музыку, которая сочетала в себе элементы джаза, фанка и соула, не заслоняя при этом его главную любовь - блюз.
И когда 6 июня 1968 года он появился перед молодой белой рок-аудиторией в зале Fillmore Auditorium в Сан-Франциско, всё происходило на его собственных условиях. В то время, когда его современники Мадди Уотерс и Хаулин Вулф осваивали модную тогда психоделику, чтобы набрать себе поклонников из белых хиппи (слушаем Electric Mud 68-го и The Howlin' Wolf Album 69-го), Би Би Кинг поступил прямо противоположным образом. В The Thrill Is Gone из альбома Completely Well 1969-го он предложил всем новый утонченный блюз с оркестровыми струнными.
Работоспособность Би Би поражает, Completely Well был его 17-м студийным альбомом. А на дворе стоял ещё только 69-й....
Live At The Regal (1965)
Начиная с середины 50-х Би Би Кинг и его группа играли более 300 концертов каждый год, и 21 ноября 1964 года они собрались в Regal Theatre в Чикаго, чтобы сыграть шоу, запись которого станет этим альбомом.
Бесподобность пластинки во многом определилась магией взаимодействия Би Би со своей аудиторией, кульминацией стала Sweet Little Angel с её ключевой фразой «Ты меня расстраиваешь, детка» (You Upset Me Baby).
Тогдашний роллинг Мик Тейлор охарактеризовал Live At The Regal как «Би Би Кинг в расцвете сил».
Ну уж нет. Это величайший блюзовый альбом всех времен!
Indianola Mississippi Seeds (1970)
Билл Шимчик продюсировал эту пластинку, а название появилось в честь города, ближайшего к месту рождения Би Би, где он впервые сыграл блюз на Чарч-стрит.
Альбом, начавшийся с Nobody Loves Me But My Mother, вскоре стал восприниматься многими как лучшая студийная запись Кинга. Задумчивый блюз You’re Still My Woman, пропитанная госпелом Until I’m Dead And Cold и эпическая Chains And Things.
Его предшественник Completely Well всегда был фаворитом у критиков, но сам Би Би утверждал, что именно Indianola Mississippi Seeds - его величайшая работа.
Singin’ The Blues (1956)
Дебютный альбом Би Би, вышедший в 1956 году, и трек, который сделал его звездой: Three O'Clock Blues, сводивший с ума слушателей, и особенно слушательниц, когда его крутили по ночному радио на юге Штатов. Их энтузиазм довел песню до первого места в ритм'энд'блюз чарте.
Вокал Би Би Кинга практически полностью сформировался к Singin’ The Blues. Именно тут проявился его фирменный переход от баритона к фальцету, особенно отчётливо на Sweet Little Angel. Но его игра на гитаре - совсем другое дело. Такой трек, как Everyday I Have The Blues, демонстрирует его любовь к творчеству Ти-Бон Уокера. Гитарные партии значительно более активно-интенсивны, нежели у Би Би поздних лет.
Live In Cook County Jail (1971)
Вторая половина 60-х и начало 70-х годов были очень даже неплохими для американского блюза, как чёрного, так и белого, подарив поклонникам такие альбомы, как At San Quentin Джонни Кэша и Live In Cook County Jail Би Би Кинга.
Здесь Би Би выдал поклонникам все, что мог, начиная с очень эмоциональной версии How Blue Can You Get?, добавив к ней свою фирменную Everyday I Have The Blues и недавний хит The Thrill Is Gone, и все это с великолепной поддержкой его ритм-секции.
Многие считают этот альбом лучше, чем Live At The Regal. Не соглашусь, но почти.
Completely Well (1969)
Будучи постоянно на шаг впереди своих блюзовых сверстников, Би Би при поддержке своего постоянного продюсера Билла Шимчика первым в блюзе использовал оркестровые струнные в песне The Thrill Is Gone. До него это считалось приемлемым только в поп-музыке и кантри.
Он изменил правила игры, как для блюза, так и для самого себя. В Completely Well есть много других замечательных треков - Confessin’ The Blues, So Excited и No Good.
Альбом превратил Би Би Кинга из культового исполнителя в имя нарицательное.
One Kind Favor (2008)
Последняя студийная запись Би Би Кинга получилась отличной, и это во многом благодаря продюсеру Ти Бон Бернетту. One Kind Favor - это блюз старой школы, где Би Би отдает дань уважения своему первому кумиру Лонни Джонсону в трех песнях: My Love Is Down, Backwater Blues и Tomorrow Night.
Энергичная How Many More Years Хаулина Вульфа и задушевная Waiting For Your Call Ти Бон Уокера - одни из лучших треков, но настоящее сокровище альбома - это See That My Grave Is Kept Clean, первоначально записанная Блайнд Лемоном в 1927-м.
Lucille (1968)
Немного позабытая жемчужина, Lucille 1968 года открывается десятиминутным любовным посланием к гитаре Би Би Кинга. Однажды он спас свою гитару во время пожара, а затем называл каждую гитару, на которой он играл (обычно это был Gibson ES-335) Lucille.
«Люсиль забрала меня с плантации. О, можно сказать, она принесла мне славу», - поёт он, а затем утверждает: «Люсиль не хочет играть ничего, кроме блюза».
Подчиняясь этому желанию Люсиль, Кинг и его шестиструнная подруга потчуют слушателя великолепными блюзами - например, несколько грустной историей No Money, No Luck (Нет денег, нет удачи), сочиненной Айвори Джо Хантером в конце 40-х...
А также и собственными песнями Би Би Rainin’ All The Time и Stop Puttin’ The Hurt On Me. Тяжелая, драйвовая, ведомая духовыми You Move Me So - пожалуй, единственная не совсем блюзовая композиция на альбоме.
Riding With The King (2000)
Ещё с 60-х Би-Би Кинг и Эрик Клэптон соревновались друг с другом и отпускали друг другу комплименты. Однако лишь в 2000-м они вместе записали альбом.
Как и следовало ожидать от всего того, к чему прилагается имя Клэптона, продюсерская работа оказалась настолько хороша, что пластинку спонсировала известнейшая звукозаписывающая компания Teflon. Пластинка пропитана взаиморасположением Би Би и Эрика. Заглавный трек, написанный Джоном Хайаттом, произвел фурор.
А в классических Ten Long Years и Three O’Clock Blues Кинга, Би Би сидит за рулем, а Клэптон с большим уважением играет все подкладки.
Live & Well (1969)
Пять треков Live & Well были записаны на концерте в The Village Gate, нью-йоркском ночном клубе. Остальные пять треков - с концерта в Hit Factory, также в Нью-Йорке, в составе с басистом Ареты Франклин Джеральдом Джеммоттом, Элом Купером, заменявшим заболевшего Ричи Блэкмора на репетициях DEEP PURPLE и чудом не попавшим на сцену вместе с ними, но в данном случае игравшем на фортепиано, и соавтором Пола Маккартни Хью МакКракеном на гитаре.
Би Би Кинг играет одни из своих лучших гитарных соло на Don’t Answer The Door и Sweet Little Angel, и демонстрирует чуть ли не лучший свой вокал на Just A Little Love.