Пушкин в нашем культурном сознании — «наше все»: и основоположник русского литературного языка, и создатель первого русского романа, и визитная карточка русской культуры в целом, а мы его переводим в разряд блогера.
Если вспомнить определение самого слова «блогер», то это тот, кто регулярно публикует свои наблюдения о разных областях жизни и получает на них отзывы. Пушкинская переписка, его эпиграммы, записи в альбомах, даже на манжетах во время бала, становились уже в эпоху дворянской культуры предметом обсуждений, мифологизировались, обрастали сплетнями. Пушкин имел редкую популярность в аристократических кругах, его стихи уже тогда многие знали наизусть, а колкие эпиграммы были образцом для подражания, ну, например, вот такая шутливая эпитафия самому себе:
Здесь Пушкин погребен; он с музой молодою,
С любовью, леностью провел веселый век.
Не делал доброго, однако ж был душою,
Ей-богу, добрый человек.
Да, Пушкин обрастал мифами, ему приписывают множество интриг, хулиганств, наверняка все не раз слышали о том, что великий поэт пренебрегал нормами русского литературного языка, создавал многочисленные произведения, богатые ненормативной лексикой?
Творчество нашего национального поэта очень глубоко изучено, многое, что приписано Пушкину — ложь, есть, конечно, в его текстах и обсценная лексика, но там, где она уместна. Например, на дружеской пирушке Пушкин по этому поводу говорил так: «Если уж ты пришел в кабак, то не прогневайся — какова компания, таков и разговор…».
А как много произведений вообще приписывают Пушкину?
Когда художнику что-то приписывают, это не что иное, как свидетельство не просто популярности, а известности. Согласитесь, совсем недавно интернет облетел опус, где Александр Сергеевич, находясь на карантине, обращается к нам сегодняшним с призывом: «Позвольте, жители страны!». И все поверили, хотя любой филолог сразу по первой строчке понимал, что никакой это не Пушкин. Возможно для автора этого фейка важен не факт фальсификации, а вполне благородный порыв — поддержать соотечественников в трудную минуту. К кому обращаться? кто же не поверит Пушкину! Вот вам и Пушкин — наше все.
Прикоснуться к славе были не чужды и современники поэта. Ведь о том, что знаменитое стихотворение «К***», посвящено А. Керн, мы узнаем только из ее мемуаров. Известно, как она выпросила у поэта листок с этими стихами, вложенными в томик «Евгения Онегина». Сам автор этот факт не засвидетельствовал. Так, благодаря славе Пушкина, мы узнали о «вавилонской блуднице», а вот такой отзыв мы как раз встречаем в письмах А.С. Пушкина.
Современная жизнь обязывает всех, кто хочет быть публичным и популярным, находиться в тесном контакте с аудиторией. Блог – это один из способов набрать аудиторию и поделиться своими знаниями, мнением или какими-то событиями, происходящими в жизни.
Поэтому Пушкин и для своего времени был источником вдохновения, во многом образцом для подражания. Например, поэт и журналист Д.Д. Минаев написал «Онегина наших дней», где пародировал и стих, и стиль романа Пушкина. В шутке признавал гениальность поэта: «…и даже к финским скалам бурым. Он обращался с каламбуром».
А почему в интернете так много мемов, посвященных Пушкину?
И это, как раз свидетельство того, что Пушкин — подлинно народный поэт. Мемы как вирус разносятся по интернету и влияют на наши умы. «При всей любви к Пушкину, граничащей с поклонением, нам как-то затруднительно выразить, в чём его гениальность и почему именно ему, Пушкину, принадлежит пальма первенства в русской литературе», - так начинает свою знаменитую статью А. Терц «Прогулки с Пушкиным». Именно он первым заговорил о том, что не следует делать из поэта памятник культуры «И, быть может, постичь Пушкина нам проще не с парадного входа, заставленного венками и бюстами с выражением неуступчивого благородства на челе, а с помощью анекдотических шаржей, возвращенных поэту улицей словно бы в ответ и в отместку на его громкую славу». Вот улица и помнит своего поэта, даже в быту. Например, каждый русский слышал фразу: «Кто за тебя уроки делать будет? Пушкин?».
А что же с памятником? Они нужны поэту? Нам, его потомкам?
Сколько бы ни устанавливали памятников известному человеку, в памяти поколений он останется только тогда, когда он живет в сознании народном, в языке. Приведу пример, мои студенты в Вашингтоне были в основном афроамериканцы. На вопрос, почему во дворе университета установлен памятник русскому поэту, они единодушно отвечали, так он же наш — он из Африки.
Так, во всех русских центрах есть памятник Пушкину, и неважно, насколько это творение художественно прекрасно, важно, что поэта помнят и любят.
В Лос-Анжелесе есть и такой: женщина с крыльями — это Наталья Николаевна Гончарова, она же муза, ведь она же принесла поэта в жертву. А Пушкин — пророк русской литературы, как Иоан Богослов. Вот такая версия русского гения.
А это памятник я очень люблю. Он в Санкт-Петербурге. В нем любовь к Пушкину, основанная на понимании того, что его высокое место в национальной культурной иерархии оплачено гениальностью и трагизмом судьбы. Тут ощутимо и желание проверить наши отношения с классиком на подлинность, серьезность и жизнеспособность.
Поэтому мемы, посвященные Пушкину, и есть народная любовь, любовь непреходящая. Ведь по сути мем — единица культурной информации, а значит любая идея, символ, манера или образ действия, осознанно или неосознанно передаваемые от человека к человеку посредством речи, письма, видео, ритуалов и есть признание. Жизнь мема похожа на жизнь живого существа. Его выживание зависит от наличия хотя бы одного носителя, который в условиях определенный культурной среды намеренно пытается его распространить.
Все чаще утверждается, что нынешним школьникам брат Пушкин непонятен, язык классики сложен и скучен для поколения, выросшего на комиксах, Instagram и YouTube. Вы согласны с этим?
Да, действительно, очень убыстрился темп жизни. Изменилось восприятие – оно стало визуальным и клиповым, особенно сейчас, когда мы все работали на удаленке. Онлайн-уроки, видео-лекции, но и это не изменило отношение к Пушкину. Продолжают снимать фильмы, ставить спектакли. Просто по-другому, не с придыханием или с фанфарами, а с интимной тональностью обращения к Пушкину и бережном отношением к его творчеству. Очень советую посмотреть спектакль Дмитрия Крымова «Евгений Онегин» своими словами», режиссер планирует выпустить серию из 4-х спектаклей для детей. Произведения «взрослой литературы» пересказывают четыре персонажа из разных стран — чех, финн, француженка и русская. Это ли не всенародная любовь? Как писал А.Л. Ястребов в книге «Пушкин и пустота» рождение культуры всегда обусловлено духом реальности. «Пушкин – самое многострадальное слово в русском языке. Оно означает все и ничего: и медитацию, и ментальные конструкции, и убогие учебники, и мусор бессознательного, и русский дзен и русский дзинь. В нашей жизни недостаточно Пушкина? Или в нашем Пушкине недостаточно жизни? Читатель – вот текст о поп-культуре твоей души, о любви и спасении. Эта книга отвечает на главный русский вопрос: если обувь мала, следует ли менять ноги? Актуальный Пушкин – тотальное включение слова культуры в синтаксис реальности каждого из нас – тебя, меня, Тютчева и Достоевского».
Ирина Мурзак
доцент Департамента СКД и Сценических искусств ИКИ МГПУ
филолог, театровед, литературовед