Одно из правил обучения заключается в том, что в самом начале вы сообщаете слушателям о целях обучения. Начиная с университета занятие начиналось с целей на доске, затем все это перешло в формат отдельного слайда. Выглядел слайд примерно так.
Помните нечто подобное? А помните свое отношение к этим слайдам? Меня они раздражали, я считала их пустой тратой времени и ждала когда перейдут к сути. Я игнорировала и не обращала на них внимание, до тех пор пока самой не пришлось составлять подобные слайды для своих курсов и тренингов.
Я прекрасно понимаю, что обозначить цели крайне важно. На это есть несколько причин:
- чтобы сосредоточить внимание слушателя на ключевых целях;
- чтобы слушатели знали, чего ожидать;
- чтобы слушатели имели представление о том, к какому уровню им следует стремиться.
Но меня всегда волновали вопросы: " Вдруг слушатели реагируют на этот важный блок точно так же, как я когда-то? Действительно ли этот слайд так нужен?". По сути перечисленные выше цели важны для разработчика, а не для слушателя.
А какие цели необходимо обозначать слушателям?
Уилл Тальхаймер, эксперт в сфере учебного проектирования, предложил следующую классификацию целей.
Основная сложность в формулировке целей состоит в том, что многие пытаются включить все 4 цели в одно определение.
Это то же самое, что пытаться упаковать снаряжение для семьи из 4х человек в одну небольшую сумку - нечто среднее между сложным и невозможным.
Джули Диркенс
Чтобы сформулировать эти цели ответьте для себя на 4 вопроса и обозначьте слушателям только две из них:
- Есть ли то, на чем я хочу особенно сосредоточить свое внимание?
Например: Диалоговый тренажер может быть полезным инструментом, но не во всех случаях. В этом учебном курсе мы особенное внимание уделим следующему вопросу: как определить, нужно ли использовать диалоговый тренажер в вашем проекте?
- Какой уровень компетентности потребуется от учащихся и знают ли они, что их ждет?
Например: Вашей задачей станет составление рекомендаций для разработчиков пяти курсов. Вы должны будете пояснить нужна ли им разработка диалогового тренажера.
- Какой цели вы следуете разрабатывая курс?
Например: Слушатели смогут определять нужна ли разработка диалогового тренажера и пояснять свое ращение.
- Как я оценю успешность курса?
Например: В сценариях, связанных с необходимостью определить целесообразность диалогового тренажера, слушатели принимают правильное решение в 80% случаев и могут по памяти перечислить не менее 75% критериев для обоснования своих решений.
Главное!
От слайдов с целями лучше отказаться. Лучше придумайте задачу, сценарий или выступление на тему предстоящей миссии.