Сергей Перевезенцев, доктор исторических наук:
- Он был выходцем из довольно богатой боярской семьи . Но когда он стал жить сначала в скиту , потом уже в монастырском бытии, когда возникла община на горе Маковец , когда вокруг Троицкой церкви , построенной Сергием и Стефаном, поселились другие люди, вдруг выяснилось что Сергий это не боярский сын. Он боярский сын был по духу, по нравственным своим подходам к жизни и пониманию жизни, потому что в нём всегда было очень великое чувство собственного достоинства. Ведь он никогда не польстился ни на какую власть. Он и на какие-то требования или просьбы князей или великих князей отвечал согласием только в том случае когда это соответствовало его совести , а когда не соответствовало он довольно жёстких позиций .
И при всей своей вот этом достаточном высоком осознании своего личного достоинства Сергия в летописях , в его житии сохранилось очень интересное описание его внешности . Он ходил в старом, заплатанном платье покрытым потом , пропитанным потом . Почему? Потому что он трудился . Он ничего не получал от жизни не потрудившись . Более того ну известный например сюжет житии когда у него кончился хлеб , ещё не было общего жития , он обратился в соседнюю келью с просьбой о хлебе , тот ему вынес всё , что было, соседний монах , а он сказал «нет , я не возьму твой хлеб пока не починю тебе крыльцо, пока не потружусь» . И вот это качество , что люди пришедшие в этот монастырь не только были духовными людьми , но ещё трудились , обязательно трудились . И в когда монастырь стал общежительным это стало правилом . Общежительный монастырь – это монастырь в котором жили духовные , жили люди нравственные и, и жили люди трудящиеся каждый день на благо , на благо Христа , обители и земли русской . Если они не могли потрудиться физически , они трудились духовно. Они молились за перед Господом за кого-то там и так далее. Известная опять же история , когда некий крестьянин, прослышав про знаменитого старца , пришёл в монастырь и сказал «покажите мне великого молитвенника», а ему указали на этого старичка в заплатанной рясе, который копается в огороде . Он даже обиделся , крестьянин, ну как это может быть . И только потом , когда какой-то князь со слугами приехал , на колени бросился перед этим старцем и долго с ним беседовал , крестьянин вдруг понял , что это и есть тот самый преподобный Сергий. При чём главное, довод этого крестьянина тому , что это не мог быть великим молитвенником Сергием: преподобный - он такой же, как я . Вот главное достижение , в чём революция была. Преподобный Сергий сделал, превратил по сути дела христианство в русскую национальную религию. Он её сделал близкой всем , самому последнему крестьянину он показал, что уподобление Христу является возможным в обыденной жизни, да со своими грехами , да со своими какими-то может быть неблаговидными поступками , но для этого и есть таинство покаяния. И вот в этом- то и была революция, не просто в правилах церковной жизни, а в том, что эти правила церковной жизни показали простым людям, и простым, и, как я уже сказал, и выходцам из самых высших сословий русского общества, что без Христа жить нельзя, и Христос – это то, благодаря чему русский человек может достигнуть спасения.
(Из интервью для документального фильма "День Ангела. Преподобный Сергий Радонежский"):