Найти тему

Как я вижу свою работу и чем приходится заниматься

Исторический словарь галлицизмов русского языка даёт такое определение слову “репетитор”:

Повторитель; тот, кто спрашивает учеников, и снова повторяет прежде уже изъясненные им предметы другим учителем или Профессором какой науки; повторяющий с учениками

Повторить пройденные темы. Ибо не все усваивают с первого раза, а учебник читать сложно. Вот в чем состоит моя работа. По большей части.

Иногда я рассказываю новый материал. Чтобы ребенку в школе было легче. Если ученику легко даются базовые вещи, я даю дополнительный материал. Чуть не забыла про подготовку к экзаменам и олимпиадам.

В общем-то понятная деятельность. Но в какой-то момент, появился еще один вид. Помощь с домашней работой. Или еще интересней.

- Нам дали задание, потому что у него спорная оценка. Помогите ему, пожалуйста.

Как можно помочь с тем, что ребенок должен сделать сам? Сильной верой в его способности? Или просто сделать за него? У меня есть три варианта ответа.

Разобрать похожие примеры

Самый щадящий вид помощи — наносит меньше всего вреда. Находишь в другом учебнике аналогичный пример, разбираешь решение и отправляешь делать домашку.

Чаще всего на этом история не заканчивается. Потому что с разобранным примеров было всё понятно, а когда сел делать домашнюю работу, оказалось там другие числа.

Выполнить задание с опорой на правило из учебника

Этот способ чуть хуже, чем первый. Но всё еще не очень плохо. Опора идёт на учебник. А если там показано, как правило применяется, то вообще хорошо.

Вот правило. Вот решения примера по этому правилу. Что сделали? Попробуй то же самое сделать со своим примером.

Кошмар в том, что ни каждый ребенок может воспользоваться правилом. Например, применение формул. Дети не понимают, что буквы в формуле обозначают любое число или выражение. Они не видят структуры формулы. После долгих попыток понять, как же работает правило, переходим к третьему способу.

Разобрать домашнее задание

Никогда не стоит так делать. Ребенок поймет, что ему не нужно напрягаться и больше ни одной домашки не сделает сам.

Мозг обучается только в действии. Поэтому самостоятельная работа необходима. Если, конечно, планируется кого-то чему-то научить. Ученики должны что-то делать сами. Если пришлось сделать с ним домашку, надо дать другие примеры на самостоятельную работу. Без этого никуда не уедем.

В последнее время всё сложнее стало заставлять учеников думать и выполнять самостоятельно задания. У них появилась магическая фраза: «Я не понимаю». Но чтобы понять, нужно делать.

А как он поймет, если ничего сам не сделал? Попробуйте понять, как водить машину, ни разу не сев за руль.