"Дюна" – это, конечно, хорошо. "Дюна" – это здорово. Но я продолжу наращивать ажиотаж вокруг выхода нового фильма Бондианы – только вот в этом материале я предлагаю обратиться не к грядущему "Не время умирать", и даже не к картинам с Дэниелом Крейгом, а отойти чуть-чуть вбок. Давайте обсудим одну из самых известных и популярных теорий из мира кино – идею о том, что боевик "Скала" режиссера Майкла Бэя является тайным возвращением Шона Коннери к образу Джеймса Бонда. У меня есть свои "за" и "против" для этой симпатичной версии.
В каком-то отношении Шон Коннери стал синонимом Агента 007 – последующие актеры вынуждены были если не подстраиваться под выстроенный шотландцем образ, то, как минимум, считаться с его величием. Коннери выступил в образе Шпиона Ее Величества в первых картинах серии и завершил официальную "службу" в 1971 году картиной "Бриллианты навсегда". В 1984-м актер вернулся к образу Бонда в фильме "Никогда не говори никогда", но эта лента в каноническую подборку не входит. Даже спустя полвека после последнего появления Шона Коннери в фирменном смокинге и с неизменным пистолетом в руке, именно это изображение культового киноперсонажа считается эталонным.
Что мы видим в "Скале"? Не такой уж банальный боевик, какими стали многие последующие картины Майкла Бэя, рассказывает о стареющем ветеране британских спецслужб Джоне Патрике Мэйсоне, которого в Штатах арестовали за кражу микрофильмов с изображением секретных объектов и посадили в неприступную тюрьму Алькатрас. Мэйсону удалось бежать, поэтому он считается главным специалистом по уязвимостям этого островного бастиона, ставшего штабом для террористов-военных, планирующих отравить Сан-Франциско.
Годами после выхода "Скалы" на экраны фанаты бились в дискуссиях, может ли Мэйсон быть постаревшим Бондом, а фильм, соответственно, своеобразным финальным аккордом для Коннери в образе Агента 007. У теории есть веские аргументы в пользу, но находится и достаточно тонких мест. Мне нравятся подобные "хитросплетения", пусть даже и умозрительные, поэтому я решил ознакомиться с позицией сторонников "секретного фильма Бондианы" и противоположной стороны. Вам предлагаю выжимку из этого противостояния.
Доводы "За"
Главным доказательством в пользу своей позиции сторонники теории приводят очень удобное встраивание "Скалы" в хронологию Бондианы. В фильме Бэя прямо утверждается, что Мэйсона схватили в 1962 году, но уже в 1963-м он сбежал из Алькатраса и пропал из поля зрения американских спецслужб. Дебютный фильм Шона Коннери в Бондиане – "Доктор Ноу" вышел в 1962-м и, как полагают фанаты, является своеобразной адаптацией героических операций британского шпиона. В последний раз официально в образе Бонда актер предстал в 1971-м, и сторонники теории Мэйсона-Бонда полагают, что именно в этот момент Агента 007 вновь арестовали американские спецслужбы.
Имеются и другие "доказательства" идентичности двух супершпионов. И Бонд, и Мэйсон утверждали, что учились у лучших британских разведчиков. Информация об обоих засекречена, и порой даже представители высочайших эшелонов власти не знают ничего о Мэйсоне или Бонде. Оба, скорее всего, действуют под вымышленными кодовыми именами – это объясняет, в том числе, и то, почему Бонда сыграли несколько разных актеров (некоторые фанаты франшизы считают, что "Джеймс Бонд" – не имя, а "должность", как и звание "Агент 007").
Анализ личности Мэйсона тоже наводит на мысли о его сходстве с Бондом – совокупность повадок, жестов и действий этого персонажа проще всего описать словами "ведет себя, как какой-то Джеймс Бонд". В одной из сцен Мэйсон даже повторяет слово в слово фразу "...but of course you are", произнесенную Бондом в "Бриллиантах" – и это вряд ли может быть простой "пасхалкой". Наконец, сам Коннери в одном из своих интервью, предваряющем выход на экраны "Скалы", не то в шутку, не то всерьез заметил, что у него появился шанс еще раз сыграть Бонда, и он не смог себе отказать в таком удовольствии.
Слабые места
Как обычно, в самых убедительных аргументах обычно и кроются самые уязвимые точки. Так дело обстоит и с теорией Мэйсона-Бонда. Прежде всего, проблемой становится описанная выше идея о "Бонде-должности", ведь если мы говорим о переходящем "титуле", то значение его несколько меркнет. Когда культовое "звание" носят несколько человек, становится не столь важно, тот ли самый герой спасает мир сначала в одной точке планеты, а потом в другой. Это как с дублирующими составами "Ласкового мая" или "Миража" в благословенные 1980-е – вроде бы название то же, и фонограммы играют знакомые, но обман ощущается и удовольствие уже не то.
Те же претензии и к хронологии. Да, у Мэйсона и Бонда совпадают ряд значимых дат, но дальше всё идет кувырком – в "Скале" говорится, что Штаты задержали его спустя несколько лет после побега из тюрьмы. Но сколько именно – не говорится. Если меньше десяти, то это не вписывается в порядок картин Бондианы с участием Коннери. Если больше, то зачем актера сменили на Роджера Мура? И каким образом Бонд-Коннери снова вошел в игру в "Никогда не говори никогда"? Авторам "Скалы" можно было дать всего лишь пару намеков, чтобы добавить убедительности сторонникам или противникам теории, но они не сделали ни шага ни в одну, ни в другую сторону.
С одной стороны, такое подвешенное состояние немного раздражает – хочется ясности, тем более когда дело касается таких несложных развлекательных вопросов. Но и осторожность создателей "Скалы" понять можно – попробуй скажи лишнего, и владельцы прав на Бондиану затаскают по судам. Поэтому нам ничего не остается, как тихонько между собой, как в каком-то тайном клубе, считать, что у основной, канонической линейки фильмов о Джеймсе Бонде есть не три "нелегальных" спин-оффа ("Казино Рояль" 1954 года, "Казино Рояль 1967 года и "Никогда не говори никогда" 1983 года), а четыре – и "Скала" получилась даже получше многих картин из официальной линейки.
Но главное здесь то, что такая теория отлично помогает картине – "Скала", можно сказать, на ровном месте стала чем-то большим, чем-то значимым и важным в жизни не только своих героев и создателей, но и обычных зрителей. Порой сложно мириться с тем, что твой любимый актер оставляет полюбившийся образ, и если у него появляется схожая роль в стороннем проекте, то это, прежде всего, отличный подарок для публики. "Скалу" можно игнорировать, как вполне стандартный боевик, но лучше верить в то, что это скрытый эпилог гораздо большей истории. Эпилог красивый и многозначительный.
На этом Киновед в штатском заканчивает трястись в приступах ностальгии и возвращается в суровую реальность, где "Дюна", "Злое", "Кейт" и вот это вот всё на четыре буквы. Буду писать про всё самое интересное, поэтому не забывайте заглядывать – читайте, смотрите, не болейте, берегите близких, цените солдатскую доблесть, и...
Увидимся в кино!
#кино #скала #джеймс бонд #агент 007 #шон коннери